Круглый стол «Социальное партнерство ОО как один из факторов патриотического воспитания обучающихся во внеклассной работе»
В состоявшемся в Нижегородском институте развития образования мероприятии приняли участие заместители директора по воспитательной работе, классные руководители, советники директора по воспитанию, руководители школьных музеев, педагоги-организаторы.
Модераторами стали Светлана Фадеева, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО, и Эдуард Иткин, старший преподаватель кафедры.
В рамках работы круглого стола состоялось обсуждение вопросов военно-патриотического воспитания, героического и патриотического воспитания, роли социальных партнеров в патриотическом воспитании в образовательной организации, варианты их взаимодействия.
Работу круглого стола открыла Вера Николина, профессор кафедры, доктор педагогических наук. В выступлении «Аксиологический контекст развития современного воспитания. Новые запросы и требования. Роль патриотического воспитания» она обозначила педагогические условия патриотического воспитания как генерального регулятора реализации аксиологического подхода на основе:
— усиления человековедческого и гражданского патриотического контекста в воспитании;
— формирования у учащихся традиционных российских духовно-нравственных ценностей с позиций единого для россиян смыслового ценностного поля;
— выделения базовых ценностных доминант: патриотизм (уровень страны, области), доверие (уровень государства), согласие (уровень общества), традиции (уровень семьи), созидание, труд (уровень личности);
— развития эмоциональной отзывчивости и эмпативного взаимодействия;
— гибкой (нелинейной) организации учебной деятельности;
— усиления духовно-нравственной направленности учебного предмета, его россиецентричности — через понимание величия России, своей малой Родины, ее инновационного развития;
— взаимодействия школы и семьи;
— использования ресурсов, наследия социума.
Реализация аксиологического подхода обеспечивает сохранение биогенетической структуры личности — как патриота, труженика, семьянина, гражданина.
Об организации деятельности Ассоциации детских морских объединений Нижнего Новгорода (АДМОНН) в рамках социального партнерства рассказал Эдуард Иткин, Заслуженный учитель РФ, дважды лауреат премии Нижнего Новгорода, вице-президент Ассоциации.
Ассоциация детских морских объединений Нижнего Новгорода — сообщество обучающихся общеобразовательных организаций, занимающихся во внеурочное время тематикой, связанной с Российским Военно-Морским Флотом, работающее в содружестве с государственными и общественными организациями для гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Данная работа ведется в рамках инновационной площадки кафедры. Участниками площадки являются: школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов Советского района Нижнего Новгорода, школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов Сормовского района Нижнего Новгорода, школа № 131 Приокского района Нижнего Новгорода, школа № 179 Автозаводского района Нижнего Новгорода, школа № 6 с кадетскими классами Кстова, Можаров-Майданская школа р. п. Пильна, Вознесенская школа.
Почетным гостем и участником круглого стола стал контр-адмирал, член Центрального совета Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, председатель советов Комитета ветеранов подразделений особого риска (Нижегородское отделение) и Нижегородской областной общественной организации «Ветераны Флота», президент АДМОНН, Заслуженный ветеран Нижегородской области и Военно-Морского Флота РФ, кандидат экономических наук Геннадий Яковлев. В своем выступлении Геннадий Станиславович поделился опытом сотрудничества моряков-ветеранов с Ассоциацией.
О социальном партнерстве школьного музея «Военно-морская слава нижегородцев» с общественной организацией «Жители блокадного Ленинграда города Нижнего Новгорода» рассказал руководитель музея Михаил Михайлов, учитель истории школы № 44 с углубленным изучением отдельных предметов Советского района Нижнего Новгорода, педагог-организатор, лауреат премии Нижнего Новгорода, лауреат конкурса «Серафимовский учитель».
О реализации городской программы «Юные хранители Славы нижегородцев» поведала Анна Тамбовцева, педагог-организатор Дворца детского творчества им. В.П. Чкалова Нижнего Новгорода, дважды победитель всероссийских конкурсов социально значимых проектов на соискание Президентского гранта, лауреат Чкаловской премии, многократный дипломант департамента образования администрации Нижнего Новгорода.
Программа включает большое количество мероприятий, конкурсов, реализуемых в сотрудничестве с социальными партнерами: вузами, предприятиями, организациями и т. д. (конкурс для младших школьников и учащихся 5—6-х классов «Мой Нижний Новгород», конкурс паспортизированных музеев «Лучший музей ОУ года г. Нижнего Новгорода», конкурс выставок «Истории обычных вещей», конкурс юных экскурсоводов «Я горжусь тобой, Нижний Новгород!», конкурс знатоков краеведения «Ты — нижегородец» и др.).
Опытом организации поисковой деятельности поделился Евгений Серов, учитель истории и обществознания школы № 110 Канавинского района Нижнего Новгорода, руководитель школьного музея, член Российского Союза ветеранов Афганистана. В его выступлении были освещены вопросы патриотического воспитания школьников во внеклассной работе через участие в мемориальных вахтах Памяти по местам боев Великой Отечественной войны.
В рамках работы круглого стола состоялось обсуждение вопросов:
— Что такое «быть патриотом» сегодня?
— Можно ли целенаправленно воспитать патриота, привив любовь к Родине?
— Какими могут быть формы и варианты взаимодействия социального партнерства образовательных организаций при воспитании патриотизма?
— Какие средства и методы могут повлиять на детей и молодежь в рамках формирования гражданско-патриотических качеств?
— Какова роль социальных партнеров школы в патриотическом воспитании?
Марина ЯМБАЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО
ПОДЕЛИТЬСЯ: