Проектный интенсив «Воспитание без границ: ценности, ориентиры и точки соприкосновения»
Есть ли границы у воспитательного процесса? Где заканчивается роль образовательной организации и начинается роль семьи? Кто должен нести ответственность за воспитание детей и молодежи? Нужно ли привлекать общество к процессу воспитания? Эти и другие вопросы были включены в работу проектного интенсива, также состоявшегося в Нижегородском институте развития образования.
Воспитание в современном мире — сложнейший вид человеческой деятельности. Здесь невозможно использование простых решений или заимствование прежних подходов. Необходимы научный поиск, практическая апробация, широкая государственная и общественная поддержка.
А.М. Кондаков
Участниками мероприятия явились заместители директора по воспитательной работе, классные руководители, члены регионального учебно-методического объединения классных руководителей и кураторов групп СПО Нижегородской области, советники директора по воспитанию, социальные педагоги, педагоги-организаторы.
Модераторами были Марина Ямбаева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО, и Елена Боровская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры.
Работу начала Марина Ямбаева открытой лекцией «Воспитание без границ: ценности, стратегия, практическое воплощение».
Ценности — содержательная основа воспитания. Содержанием воспитания являются ценности, на которые необходимо ориентировать школьников, а не качества, которыми они должны обладать. Воспитанность проявляется в поступках, которые человек совершает в конкретных жизненных ситуациях — иногда непростых, неоднозначных, ставящих его перед сложным нравственным выбором.
В настоящее время можно отметить наличие информационного хаоса. Последствиями информационного хаоса стали: аналитический паралич — «операционная память» человека критически переполнена деталями, а общая картина так сложна, что принять решение невозможно; клиповое мышление — мир превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации, не связанных между собой; неопределенность, тревожность, страхи, подавленность — следствие информационной перегруженности; ценностный хаос — невозможно применить морально-нравственные принципы к реальности, искаженной деструктивными информационными потоками. Человек теряется в хаотичном информационном потоке, делает неверные выводы из противоречивой информации.
Именно поэтому остро необходимыми становятся разъяснение и продвижение ценностно-смысловых вопросов в детской и молодежной аудитории с целями:
— улучшения социального самочувствия, гармонизации общественных процессов;
— формирования единого понятийного аппарата;
— повышения доверия к государству;
— повышения политической грамотности населения и снижения апатии;
— развития навыков добрососедства и товарищества.
Патриотизм — любовь к Отечеству, своему народу, его традициям, готовность и способность пойти на жертвы ради блага близких. Любовь — способность поступиться интересами ради защиты объекта любви. Готовность к самопожертвованию — основа служения как высшая степень верности идеалам и принципам. Служение — отказ от эгоизма и эгоцентризма в пользу близких, общества, страны. Благодарность — следствие самоотверженного служения.
Какое воспитывающее пространство должно быть создано и действовать, чтобы нравственные установки детей и молодежи не были фиктивными? Важным является построение единой воспитательной системы. Состоялось обсуждение с участниками мероприятия особенностей построения данной системы.
Далее прошел проектный интенсив «Воспитание в формате 3С: смыслы, стратегия, содержание», в рамках которого все присутствовавшие на площадке были включены в процесс проектирования воспитательных систем по формированию ценностных ориентиров. Были рассмотрены варианты формирования таких ценностных ориентаций, как: Патриотизм, Семья, Герои, Благодарность, Безопасность, Труд, Культура.
В проектах были отражены проблемы, трудности (что мешает сегодня?), зачем этим нужно заниматься, как сделать данное направление важным для детей, кто может помочь, кого мы можем пригласить в социальные партнеры, каких людей можем привлечь (образцы, медийные примеры), какие инструменты будут эффективны и как, региональный компонент (что возьмем? что может помочь?), повышение популярности данного направления в обществе, среди детей, взрослых (что необходимо?). Большое внимание получила тема «Семья» (ценность семьи в воспитании).
Завершением работы площадки стало обсуждение-пожелание «Каким должен стать учебный год 2023/2024?».
Марина ЯМБАЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО
ПОДЕЛИТЬСЯ: