Конференция «От знакомства с профессией до ранней профориентации: работа с детьми дошкольного возраста»

Создание в дошкольных образовательных организациях среды возможностей для ранней профориентации старших дошкольников по направлению «Зеленые профессии» является одним из перспективных направлений, поскольку связано с вопросами формирования созидательного начала в развитии личности ребенка. В перечне духовно-нравственных ценностей, провозглашенных президентом России, одной из значимых является созидательный труд. В данном случае — это труд, направленный на развитие природных ресурсов страны, начиная с уровня дошкольного образования в контексте реализации ФГОС ДО и федеральной образовательной программы дошкольного образования.

 

 

На августовском форуме в рамках конференции для руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций (количество участников — 200 человек) был представлен дайджест эффективных управленческих и педагогических практик реализации направлений деятельности педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций по формированию представлений детей о различных профессиях. В их числе профессии, связанные с охраной и восстановлением окружающей природной среды, экологические направления промышленного производства, информационная экологическая (эко) система, а также профессии будущего (ученый-эколог, специалист по переработке отходов, инженер технологий возобновляемых источников энергии, создатель экологически чистого транспорта, зеленый архитектор, зеленый дизайнер, городской фермер и пр.).

Шаг вперед потребует от руководителей ДОО целого ряда эффективных инструментов для формирования нового содержания образования:

— разработки и реализации программы развития ДОО с инновационной идеей созидательной направленности деятельности;

— разработки и апробации управленческого проекта «Мы созидатели!» (нормативно-правовой, содержательный и организационный аспекты образовательной деятельности ДОО);

— создания профессиональных педагогических сообществ по проблеме формирования созидательного начала в личностном развитии детей дошкольного возраста;

— организации детско-взрослых сообществ (участники образовательных отношений, социальные партнеры);

— разработки и реализации детско-взрослых проектов по проблеме;

— проектирования новых компонентов развивающей предметно-пространственной среды ДОО с акцентом на личностное развитие ребенка в соответствии с направлениями воспитания в контексте ФГОС ДО и ФОП ДО (исследовательские лаборатории, метеорологические площадки, зимние сады, оранжереи, дендрарии, центры инициативности и активности, краеведческие музеи и др.);

— официального сайта ДОО (результаты и эффекты созидательной деятельности в разных формах реализации).

Педагоги детского сада № 13 «Вишенка» Выксы представили на  конференции результаты реализации эколого-образовательного проекта «Знакомство дошкольников с экопрофессиями в металлургии».

Актуальность проекта обусловлена развитой металлургической промышленностью города. В рамках ранней профориентации дети старшего дошкольного возраста знакомятся с природо-ориентированными профессиями, сопровождающими металлургическое производство, и прежде всего с профессией инженера-эколога. Для успешной реализации эколого-образовательного проекта в ДОО созданы мини-лаборатория, метеорологическая станция. Наличие современного оборудования позволяет наглядно продемонстрировать детям, как деятельность человека влияет на экологическое состояние окружающей природной среды. Педагогическим коллективом используются соответствующие технологии и ресурсы взаимодействия с социальными партнерами (музеи истории, детские библиотеки, отделы по охране окружающей среды и др.).

Инновационный эколого-образовательный проект детского сада № 441 «Кузнечик» Советского района Нижнего Новгорода «Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о природоохранной деятельности на примере “зеленых профессий”» реализовывался в рамках сотрудничества с научно-исследовательским институтом «Ботанический сад» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Проект включал в себя несколько направлений, по каждому из которых происходило знакомство детей с профессиями людей, работающих в ботаническом саду. «Творческая мастерская» предполагала знакомство с профессиями в форме игровой и исследовательской деятельности при помощи педагога и родителей. Данная деятельность позволила дошкольникам узнать, не только чем занимаются люди, связанные с экологией, но и какими личностными качествами они обладают.

Не менее интересными были и другие проекты, связанные с «зелеными профессиями»: «Орнитолог с заботой о птицах», «Агроном будущего», «Лесник — хранитель леса», «Моя мама — эколог», «Красота в мир: садовод-декоратор».

В этом году инновационный опыт дошкольных образовательных организаций получил распространение на XIII Петербургском международном образовательном форуме «“Зеленые” профессии. Познаем окружающий мир: экология и человек созидающий» и Московском международном онлайн-форуме для специалистов системы образования и социально-культурной сферы «Наука и технологии в образовании».

Считаем актуальной и перспективной идею построения системы непрерывного образования, начиная с дошкольного уровня, по ранней профессиональной ориентации будущих профессионалов-созидателей. Она требует своего методологического обоснования и практического применения.

Римма БЕЛОУСОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования НИРО

 

Школа № 8, сентябрь 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN