Семинар «Создание фабрик процессов в образовательных организациях»
Согласно Дорожной карте по внедрению бережливых технологий в системе образования Нижегородской области на период 2022—2023 годы (приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 23.12.2021 № 316-01-63-3010/21) в образовательных организациях Нижегородской области создаются фабрики процессов. Что же такое Фабрика процессов? Какие задачи она решает в образовательной организации?
Фабрика процессов представляет собой образовательную площадку, на которой имитируется какой-либо процесс. Обучающиеся, выполняя и оптимизируя его, осваивают и получают практический опыт использования инструментов бережливого производства, а также осознают значимость предлагаемых улучшений для повышения эффективности своей деятельности.
Педагоги, использующие данную технологию, отмечают ее высокую эффективность в формировании у детей таких качеств, как: умение определять и упорядочивать действия, из которых состоит процесс; оценивать значимость действий для достижения результата и выявлять потери в деятельности; умение анализировать проблемы и способы их решения, планировать и реализовывать оптимизационные мероприятия; оценивать свою работу и определять эффективность реализованных мероприятий. Благодаря комплексной работе по выявлению и решению проблем у детей формируются готовность и способность к совершенствованию окружающей среды и своей деятельности.
Как правило, игра проводится в три раунда, между которыми осуществляется анализ выполненной работы, а также овладение теорией и инструментами бережливого производства.
Создание фабрики процессов начинается с разработки руководства по ее проведению. Разработчики определяют целевые ориентиры игры, выбирают оптимизируемый процесс, который будет интересен детям, продумывают методологию проведения игры, комплектацию рабочих мест, характеристики ролевых моделей и инструкции действий участников. Далее создается сценарий проведения Фабрики процессов.
Большое значение имеет выбор тренера, то есть ведущего имитационной игры. Так как она носит интерактивный характер и призвана обеспечить максимальное вовлечение в деятельность каждого участника, тренер должен не только демонстрировать высокую компетентность в сфере бережливых технологий, но и быть способным оперативно анализировать ход и результаты работы, перестраивать и адаптировать игру в зависимости от особенностей детей, оказывать помощь и организовывать рефлексивную деятельность, провоцировать размышления и вопросы.
Важно сформировать у детей понимание того, что все освоенные ими теоретические положения и инструменты не только пригодны для совершенствования определенного производственного процесса, но и могут быть использованы в разных жизненных ситуациях при оптимизации любого вида деятельности.
В отличие от промышленных предприятий, на которых создание площадки зачастую связано с существенными финансовыми вложениями, в образовательных организациях создать площадку для проведения игры возможно с помощью незначительных средств. Каждая организация разрабатывает сценарий, ориентируясь на свой бюджет.
Сотрудниками школы № 79 им. Н.А. Зайцева Сормовского района Нижнего Новгорода и детского сада № 34 с. п. Селекционной станции Кстовского муниципального округа был проведен мастер-класс по созданию и использованию имитационной игры в образовательных организациях.
Работникам детских садов были показаны фрагменты фабрики «Гирлянда из разноцветных флажков», на которой изготавливалась гирлянда для украшения прогулочного участка, последовательно выявлялись и устранялись потери в работе.
У сотрудников школ была возможность поучаствовать в фабрике «Сборка модели судна», представить себя частью коллектива судостроительного завода и подумать, как оптимизировать процесс сборки сухогрузного теплохода.
Как и было задумано, в первом раунде участники не справились с заданием, но инструменты бережливого производства помогли им перестроить свою работу и выполнить ее в срок.
Надеемся, что данная технология получит все большее распространение в образовательных организациях Нижегородской области и других регионов.
Людмила СИБИРЯКОВА, руководитель учебно-методического центра бережливых технологий в образовании «Фабрика процессов» НИРО,
Татьяна СЕМЕНОВА, старший преподаватель центра
ПОДЕЛИТЬСЯ: