Семинар «Создание фабрик процессов в образовательных организациях»

Согласно Дорожной карте по внедрению бережливых технологий в системе образования Нижегородской области на период 2022—2023 годы (приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 23.12.2021 № 316-01-63-3010/21) в образовательных организациях Нижегородской области создаются фабрики процессов. Что же такое Фабрика процессов? Какие задачи она решает в образовательной организации?

 

 

Фабрика процессов представляет собой образовательную площадку, на которой имитируется какой-либо процесс. Обучающиеся, выполняя и оптимизируя его, осваивают и получают практический опыт использования инструментов бережливого производства, а также осознают значимость предлагаемых улучшений для повышения эффективности своей деятельности.

Педагоги, использующие данную технологию, отмечают ее высокую эффективность в формировании у детей таких качеств, как: умение определять и упорядочивать действия, из которых состоит процесс; оценивать значимость действий для достижения результата и выявлять потери в деятельности; умение анализировать проблемы и способы их решения, планировать и реализовывать оптимизационные мероприятия; оценивать свою работу и определять эффективность реализованных мероприятий. Благодаря комплексной работе по выявлению и решению проблем у детей формируются готовность и способность к совершенствованию окружающей среды и своей деятельности.

Как правило, игра проводится в три раунда, между которыми осуществляется анализ выполненной работы, а также овладение теорией и инструментами бережливого производства.

Создание фабрики процессов начинается с разработки руководства по ее проведению. Разработчики определяют целевые ориентиры игры, выбирают оптимизируемый процесс, который будет интересен детям, продумывают методологию проведения игры, комплектацию рабочих мест, характеристики ролевых моделей и инструкции действий участников. Далее создается сценарий проведения Фабрики процессов.

Большое значение имеет выбор тренера, то есть ведущего имитационной игры. Так как она носит интерактивный характер и призвана обеспечить максимальное вовлечение в деятельность каждого участника, тренер должен не только демонстрировать высокую компетентность в сфере бережливых технологий, но и быть способным оперативно анализировать ход и результаты работы, перестраивать и адаптировать игру в зависимости от особенностей детей, оказывать помощь и организовывать рефлексивную деятельность, провоцировать размышления и вопросы.

Важно сформировать у детей понимание того, что все освоенные ими теоретические положения и инструменты не только пригодны для совершенствования определенного производственного процесса, но и могут быть использованы в разных жизненных ситуациях при оптимизации любого вида деятельности.

В отличие от промышленных предприятий, на которых создание площадки зачастую связано с существенными финансовыми вложениями, в образовательных организациях создать площадку для проведения игры возможно с помощью незначительных средств. Каждая организация разрабатывает сценарий, ориентируясь на свой бюджет.

Сотрудниками школы № 79 им. Н.А. Зайцева Сормовского района Нижнего Новгорода и детского сада № 34 с. п. Селекционной станции Кстовского муниципального округа был проведен мастер-класс по созданию и использованию имитационной игры в образовательных организациях.

Работникам детских садов были показаны фрагменты фабрики «Гирлянда из разноцветных флажков», на которой изготавливалась гирлянда для украшения прогулочного участка, последовательно выявлялись и устранялись потери в работе.

У сотрудников школ была возможность поучаствовать в фабрике «Сборка модели судна», представить себя частью коллектива судостроительного завода и подумать, как оптимизировать процесс сборки сухогрузного теплохода.

Как и было задумано, в первом раунде участники не справились с заданием, но инструменты бережливого производства помогли им перестроить свою работу и выполнить ее в срок.

Надеемся, что данная технология получит все большее распространение в образовательных организациях Нижегородской области и других регионов.

Людмила СИБИРЯКОВА, руководитель учебно-методического центра бережливых технологий в образовании «Фабрика процессов» НИРО,

Татьяна СЕМЕНОВА, старший преподаватель центра

 

Школа № 8, сентябрь 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN