Конкурс как индикатор качества коррекционной работы
В настоящее время инклюзивное образование является приоритетным направлением развития системы образования России. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы, должны быть созданы такие специальные условия, при которых максимально раскроются индивидуальные возможности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обретении знаний, формировании жизненных компетенций, развитии и полноценном взаимодействии в социуме, напоминает Елена КОЛОТЫГИНА, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии НИРО.
«Лучшая инклюзивная школа России»
В течение десяти лет ежегодно Нижегородская область участвует в конкурсе на лучшую в России инклюзивную школу. В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 14.06.2023 г. № 316-01-63-1591/23 «О проведении регионального этапа X Всероссийского конкурса “Лучшая инклюзивная школа России — 2023”» региональный этап конкурса проводился в целях повышения активности дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций в развитии и внедрении практик инклюзивного образования, а также распространения позитивного опыта и трансляции инклюзивных практик/технологий. Организаторами конкурса стали Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство образования и науки Нижегородской области и Нижегородский институт развития образования.
В региональном этапе конкурса приняли участие 28 образовательных организаций из шести муниципальных и семи городских округов.
В номинации «Лучший инклюзивный детский сад» на первое место вышел детский сад № 417 Московского района Нижнего Новгорода. Здесь 44,2 % воспитанников с ОВЗ с разными нозологиями. Представлены различные формы организации образовательного процесса детей с ОВЗ, имеется консультационный центр. Штат полностью укомплектован специалистами психолого-педагогического сопровождения, проводящими коррекционную работу по специально созданным адаптированным программам. Сетевое и межведомственное взаимодействие осуществляется с другими образовательными организациями, школами, библиотеками, НКО.
Детский сад участвовал в программе Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования детей с ОВЗ. За три года были организованы разные мероприятия, которые были направлены на формирование инклюзивной культуры у обучающихся, педагогов, родителей. В учреждении создана необходимая доступная и развивающая среда.
По результатам анкетирования родителей, удовлетворенность качеством коррекционно-педагогической работы и предоставляемых образовательных услуг, в том числе дополнительных, составила в 2021 году 89 %, в 2022-м — 92 %, в 2023-м — 96 %.
Представленная на конкурс практика инклюзивного образования позволяет организовать совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
Второе место в данной номинации занял детский сад № 19 «Теремок» Богородска с квест-технологией, используемой для улучшения показателей качеств мыслительной деятельности обучающихся с ОВЗ, третье — детский сад № 21 «Ладушки» Бора с интересной практикой «Открывая мир» по совместному созданию мультфильмов, направленных на формирование толерантности, инклюзивной культуры.
В номинации «Лучшая инклюзивная школа» первое место заняла школа № 4 Бора, где реализуется программа развития «Школа равных возможностей: новые горизонты развития». Здесь по адаптированным образовательным программам обучаются 85 детей с разными нозологиями: нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, нарушениями интеллекта. С целью организации качественной и целенаправленной психолого-педагогической, медико-социальной помощи обучающимся с ОВЗ, обеспечения их психологической безопасности в образовательном процессе создано структурное подразделение — ППМС-центр оздоровления и развития «Шаг к успеху».
Социокультурная инклюзия, осуществляемая в школе, заключается в создании возможностей созидательной деятельности для всех обучающихся. Она способствует формированию коммуникативной компетенции, развитию познавательной и эмоциональной сферы, обогащает жизнь учащихся культурными ценностями, новыми социальными контактами.
Осознанная работа в области социокультурной инклюзии основывается на ценностных установках, задающих профессиональный подход к видению проблем и решению стоящих перед учреждением задач, а также реализации ее направлений: музейная инклюзия, инклюзивная библиотека, инклюзивное творчество, инклюзивные туризм и краеведение, поликультурная инклюзия. В школе создана доступная инклюзивная среда.
Второе место в данной номинации заняла школа № 40 Дзержинска, третье — школа № 17 им. И.П. Склярова Арзамаса.
В этом году впервые была введена номинация «Лучшая инклюзивная профессиональная образовательная организация». В ней приняли участие три профессиональные образовательные организации, реализующие наравне с образовательными программами среднего профессионального образования и основными программами профессионального обучения адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования и программы профессионального обучения, использующие в своей практике инклюзивные подходы в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ, инвалидностью.
И лучше всех представлена инклюзивная практика в нижегородском Губернском колледже, где обучаются 39 человек с инвалидностью и ОВЗ (1,4 %): нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Реализуются десять адаптированных программ среднего профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, 29 образовательных программ дополнительного образования, из них по 22 программам обучаются студенты с ОВЗ и инвалидностью.
Средний уровень доступности образовательной среды организации для инклюзивного образования составляет 88,5 %. Имеются специалисты психолого-педагогического сопровождения. Сетевое ресурсное взаимодействие осуществляется по трем направлениям: организационному, информационному (просвещение), консультативному. Заключено 61 соглашение о сотрудничестве со сторонними организациями. Средний уровень трудоустройства за 2022 год составляет 40 %.
Учреждение участвует в двух программах федерального уровня, направленных на развитие инклюзии в образовании: государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» и программе «Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве» на 2021—2024 годы. Представленная практика «Определение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории обучающегося с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» предназначена для повышения эффективности профориентационной деятельности регионального Центра инклюзивного образования «Равные возможности», а также повышения эффективности профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях.
На второе место в номинации вышел Арзамасский коммерческо-технический техникум, на третье — Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства.
«Учитель-дефектолог России»
Качественное образование детей с ОВЗ, поступающих в образовательные организации, должно быть основано на точном понимании педагогами и специалистами особых образовательных потребностей таких детей, знании и учете этих особенностей в системе всех видов психолого-педагогического воздействия. В настоящее время от учителя-дефектолога и учителя-логопеда требуется высокая профессиональная компетентность. Утвержден профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог» (приказ Минтруда России от 13 марта 2023 г. № 136н), который вступил в силу с 1 сентября.
Специалисты, активно участвующие в психолого-педагогическом сопровождении, должны хорошо владеть нормативно-правовой и директивной базой организации воспитательного, образовательного и коррекционно-развивающего процесса, которая является основой планирования, организации и контроля за психическим развитием детей с особыми потребностями. Таким специалистам необходимы знание актуальных проблем дефектологии и теоретических основ работы с детьми дошкольного и школьного возраста, технологий коррекционно-развивающего обучения и умение использовать их с учетом особенностей психофизического развития детей с особыми потребностями. Успешность коррекционно-развивающего воздействия прямо связана со способностями этих специалистов строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия.
С 19 апреля по 31 мая в рамках регионального этапа VI Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России — 2023» в соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области проводился профессиональный конкурс специалистов сопровождения — учителей-дефектологов и учителей-логопедов. Региональный этап конкурса был заочным и включал в себя оценку профессионального портфолио и видеоролика группового/подгруппового занятия / фрагмента урока участника.
В региональном этапе конкурса приняли участие 92 специалиста дефектологического профиля.
Многие участники в номинации «Дефектолог года» отразили в портфолио свою деятельность в рамках реализации адаптированных основных образовательных программ, участие в проектах, наличие специальных условий в образовательной организации для коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ (расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития, задержкой психического развития, нарушениями зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата), взаимодействие с коллегами, социальными партнерами, родителями обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в рамках работы психолого-педагогического консилиума и психолого-медико-педагогической комиссии.
В данной номинации работы участников регионального этапов распределились следующим образом: 1-е место — Людмила Андреянова, Кулебакская специальная коррекционная школа; 2-е — Елена Потапова, детский сад № 17 «Ручеек» Автозаводского района Нижнего Новгорода; 3-е — Лариса Мазурова, Горбатовская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих и позднооглохших детей.
В конкурсных материалах победителя Людмилы Андреяновой подробно описаны особенности работы с детьми с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра, представлена специфика организации развивающей среды, соответствующей реализации АООП. Разработанные автором учебные материалы интересны, занимательны и методически грамотно оформлены (рабочая тетрадь, интерактивные и дидактические игры). В эссе педагог раскрыла понимание смысла и роли собственной профессиональной деятельности.
В номинации «Логопед года» была заявлена 51 конкурсная работа, среди них 21 была представлена учителями-логопедами общеобразовательных организаций, 27 — учителями-логопедами дошкольных образовательных организаций.
В итоге 1-е место заняла Анна Ларина, детский сад № 365 Сормовского района Нижнего Новгорода; 2-е — Нина Махова, коррекционная школа № 8 Арзамаса; 3-е — Наталья Смолина, школа-интернат № 9 Городца.
В портфолио победителя Анны Лариной подробно описаны организация логопедического сопровождения обучающихся с НОДА и разной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и формы тиражирования этого опыта. Содержание занятия по формированию средств общения представлено логоритмическими упражнениями и разноуровневыми заданиями. Материал дифференцирован с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.
Все представленные на конкурс видеоролики соответствовали по структуре указанным в положении требованиям. Все фрагменты урока/занятия носили целостный, содержательный характер, отражали решение одной или нескольких задач. Все видеоматериалы были посвящены демонстрации актуальных технологий, методов и приемов.
Подобные конкурсы мотивируют специалистов к дальнейшей педагогической деятельности, помогают получить объективную информацию об уровне своих знаний и умений, у них появляются удовлетворенность полученными результатами, желание дальнейшего самосовершенствования.
ПОДЕЛИТЬСЯ: