Временные выставки в музейной педагогике
В настоящее время для образовательной политики России особенно актуальны идеи формирования единого образовательного пространства, основанного на региональном компоненте с опорой на потенциал музеев и музейной педагогики. Музейная педагогика — это интегральный метод и универсальное средство воздействия на личность школьника с целью повышения его образовательного уровня, духовно-нравственного оздоровления и раскрытия творческого потенциала, утверждают Елена БАЛЮК, заместитель директора, учитель истории и обществознания, и Нина НЕСТЕРОВА, учитель истории и обществознания школы № 5 Автозаводского района Нижнего Новгорода.
Расширяя горизонты
Воспитанием гармонично развитой и социально ответственной личности нельзя заниматься от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть системным, систематическим и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. В нашей школе сложилась комплексная система духовно-нравственного воспитания и обучения. Для этого разработаны программа духовно-нравственного воспитания на основе музейной педагогики «По пути открытий» и программа развития школы «Расширяя горизонты: обучение и воспитание школьников средствами музейной педагогики» до 2026 года. В процесс вовлечены администрация, педагогический коллектив, учащиеся, родители (законные представители) и социальные партнеры.
Содержательный аспект системного подхода представлен в виде сквозной составляющей, интегрированной, помимо учебных предметов, в дополнительное образование (социокультурная программа «Истоки», «Юный экскурсовод», «Юный журналист» и др.), внеурочную деятельность (НОУ, олимпиады, конференции, конкурсы, фестивали, проектная деятельность, праздники и др.). «Изюминкой» системы является музейно-выставочная деятельность, которая включает в себя организацию поисковой, экспозиционной, экскурсионной работы, проведение культурно-массовых мероприятий.
В нашей школе, к сожалению, нет музея, действующего на постоянной основе. Приобщить обучающихся к музейному делу мы пытаемся через организацию и проведение временных выставок по истории обычных вещей.
Знать свою историю
Временные выставки в школе — один из самых благодатных способов воздействия на душу ребенка. Здесь воспитательное воздействие начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление, атмосфера — все вызывает волнение, трепет души и интерес. Именно тут дети узнают о неизвестных страницах истории как своей Родины, так и региона, города, района, школы; изучают семейные реликвии и традиции, а также обычаи и традиции народов России. Выставки — это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства посетителей через создание экспозиции, уроки, экскурсии, встречи с интересными людьми, викторины, праздники.
Проведение временных выставок развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, нести ответственность за порученное дело, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых ребята участвуют, несут в себе патриотический смысл.
Во время организации временной выставки учащиеся пробуют себя в различных областях деятельности — поисковой, связях с общественностью, ораторском искусстве, работе с фондами; примеряют на себя разные роли — исследователей, аналитиков, журналистов, редакторов, экскурсоводов, документоведов, актеров, оформителей, технических специалистов и т. п. «Красной нитью» через организацию временных выставок проходит профориентация учеников.
Выставочная деятельность объединяет педагогов, учащихся и родителей, формируя устойчивый интерес у всех ее участников.
Прошлое семьи
На организацию временной выставки уходит практически весь учебный год. Все первое полугодие занято подготовкой выставки, во втором полугодии проводятся массовые мероприятия, связанные с экспозицией. В первую очередь это экскурсии по выставке, уроки; школьники пишут научно-исследовательские работы, с материалами выставки участвуют в конкурсах, проектах, конференциях. В течение всего периода работы выставки устанавливаются связи с социальными партнерами: учреждениями культуры, коллекционерами.
Для создания выставки формируется временная творческая группа. В нее входят все желающие учащиеся 5—11-х классов.
В организации и создании выставки можно выделить десять этапов: выбор тематики; сбор экспонатов — на этом этапе происходят важные открытия о прошлом семьи, когда, занимаясь поиском нужных вещей дома, дети узнают из рассказов взрослых истории о причинах появления тех или иных предметов и о судьбе людей, которые их приобрели; выбор места для выставки; ведение документации выставки; поиск информации и написание текста экскурсии, подготовка мастер-классов; изготовление опор, приборов, которые создаются учащимися, родителями; поиск социальных партнеров; оформление выставки; подготовка экскурсоводов; проведение массовых мероприятий — экскурсий, уроков, квестов, викторин, встреч с интересными людьми, праздников; создание видеороликов.
Важным условием организации временной выставки является творческий союз ее организаторов-педагогов, который на протяжении всей ее реализации будет являться ярким примером сотрудничества и ответственности за начатое дело для учащихся.
За нашими плечами — выставки по истории колоколов «Голос России», часов «Время — вперед!», шкатулок «Что скрывается под крышкой?». Созданы система организации временных выставок и методика работы с учениками.
Шкатулка с секретом
Временные выставки обладают большим потенциалом: это интеграция урочной и внеурочной деятельности, формирование функциональной грамотности у учащихся, развитие одаренных детей, привитие интереса к учебе, раскрытие у школьников различных талантов, приобщение к базовым национальным ценностям через общее дело.
Образовательный потенциал временных выставок просто огромен. Так, только в прошлом учебном году на базе временной выставки по истории шкатулок «Что скрывается под крышкой?» проведены 27 уроков и 12 мастер-классов. Самыми запоминающимися стали: уроки литературного чтения в начальной школе «Секреты малахитовой шкатулки»; уроки физики в 9-м классе «Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука» (на примере музыкальных шкатулок); уроки финансовой грамотности в 3—5-х классах «Финансовая шкатулка»; уроки литературы в 6-м классе «Секреты старых и современных мастеров-умельцев» (по произведению Н. Лескова «Левша» с виртуальной экскурсией в Музей миниатюр Санкт-Петербурга); уроки информатики и программирования в 7-м классе, совмещенные с курсами робототехники, на которых ребята создавали свою модель сейфа-шкатулки и писали программу ее открытия. Мастер-классы по созданию и способам украшения самодельных шкатулок привели к созданию параллельной экспозиции «Уголок мастера», где были собраны лучшие образцы творчества учащихся.
Материалы временных выставок предоставляют возможность участия в поисково-исследовательской, конкурсной деятельности как самим детям, причастных к созданию выставки, так и педагогам-кураторам. По материалам временных выставок создаются методические разработки, проводятся педагогические советы и семинары, опытом организации выставок руководители делятся на различных уровнях: районном, городском, региональном, международном.
ПОДЕЛИТЬСЯ: