Но краеведом быть обязан!
Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Цель краеведческой деятельности — научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину, считает Елена КОЗЛОВА, учитель русского языка и литературы Ризоватовской школы Починковского муниципального округа.
В нашей школе большое внимание уделяется изучению родного края. На протяжении всей педагогической деятельности я осуществляю работу с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию через краеведение. Такое воспитание ведется круглый год, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
При этом я применяю различные методы (классные часы, презентации, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия патриотической тематики, выпуск стенных газет, поисковая деятельность, реализация социальных проектов, участие в школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов, квест-игры, квизы).
Большой вклад в краеведческую работу внес летний проект «По родному краю на велосипедах». В ходе проекта за три года мы с ребятами, передвигаясь на велосипедах, посещая ближайшие села, изучили местные родники, собрали материал по истории храмов, познакомились с интересными людьми. Наши статьи вошли в сборник, который издала сельская библиотека. Мы дважды были победителями муниципального конкурса «Лучшее объединение по интересам, прогулочная группа в Починковском муниципальном округе», стали победителями VI Всероссийского конкурса программ и методических материалов организации отдыха детей и их оздоровления в номинации «Лучшие методические материалы (методические разработки) туристско-краеведческой направленности организации детского отдыха».
Хороший материал был собран учащимися старшего звена для уроков мужества. Ребята выявили информацию о местных жителях, воевавших в горячих точках, о ветеранах Великой Отечественной войны, о судьбах детей в военные годы. Классный час, который прошел 23 февраля прошлого года, был посвящен этой теме. Он так и назывался: «Есть ли герои у нашего времени?». На классный час был приглашен участник боевых действий в Афганистане Анатолий Романцов.
Учащиеся ухаживают за памятниками и обелисками участникам Великой Отечественной войны, участвуют в акции «Бессмертный полк». В 2017 году ученица 9-го класса Валерия Пешкова, изучив судьбу и жизнь ветерана войны Василия Ивановича Новикова, предоставила информацию о нем для интернет-ресурса общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России».
Ежегодно учащиеся являются участниками Нижегородского областного конкурса творческих работ «Моя малая Родина».
Краеведческие уроки литературы также играют особую роль в воспитании патриотизма. Эти уроки проводятся в 5—9-х классах, часто на базе музеев. К сожалению, в нашей школе музея нет, но мы активно сотрудничаем с музеем сельской библиотеки и краеведческим музеем села Починки. Ребята производят сбор материала, анализируют его, пишут доклады, рефераты, разрабатывают отдельные вопросы и выступают в качестве содокладчиков, оппонентов. Учащиеся учатся приемам работы с местной литературой, монографиями, периодической печатью, документами, вещественными памятниками, методам составления сложного плана, конспектов, рефератов.
Я пришла к выводу о том, что изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от их возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей ребенка.
Для занятий краеведением не нужно больших затрат, длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательно присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет множество своих тайн, которые вызовут любовь и уважение к родной земле.
ПОДЕЛИТЬСЯ: