Центр одаренных детей: семейное учительское счастье
Говоря об отношении педагога к детям, мы подразумеваем взаимодействие учителя или воспитателя с целым классом. Среди педагогов лицея-интерната «Центр одаренных детей» Нижнего Новгорода немало тех, кто смог увлечь учеников своей профессией. В лицее есть педагогические династии, и это свидетельствует о том, что существует преемственность и профессия учителя стала призванием для представителей разных поколений.
Светлана Александровна ГОРАЗДОВА, учитель русского языка и литературы, Почетный работник сферы образования Российской Федерации:
Я люблю свою работу. И это не просто слова. У меня 32 года педагогического стажа, из них работаю в ЦОДе 20 лет. Вместе со мной в лицее работает моя доченька — Елена Дмитриевна Семенова, путь которой в педагогику был записан, скорее всего, в Книге судеб.
Когда-то я делала все возможное, чтобы она не пошла по моим стопам. Но время все расставило по своим местам... Я горжусь ее профессионализмом, знаниями, умением строить диалог с учениками и коллегами. Она на своем месте. И радость переполняет душу, потому что мы вместе, мы — единомышленники, мы — семья!
Елена Дмитриевна СЕМЕНОВА, учитель английского языка, методист ИМЦ, советник директора по воспитательной работе:
Сколько себя помню, мне всегда хотелось быть похожей на маму Светлану Алексеевну Гораздову. Иногда в детстве она брала меня с собой на уроки. Тогда, сидя за последней партой, я испытывала невероятную гордость и счастье от того, как внимательно и с интересом слушают ее дети. А сколько всего она знает! И как умеет преподнести эти знания! Конкурсы, постановки номеров на внеклассных мероприятиях, экскурсии... Всегда желанные гости в нашем доме — ученики и их родители... Глядя на то, с какой любовью, ответственностью она относится к своей профессии, и я решила связать свою жизнь с образовательной деятельностью. Спасибо, мама, что открыла для меня этот удивительный мир!
Ольга Николаевна ГОГУЛЕНКО, старший воспитатель, Отличник народного просвещения Российской Федерации:
Вопрос: «Кем быть?» никогда меня не волновал: со школьных лет я знала, что буду педагогом. В школе любила объяснять одноклассникам непонятый материал, помогала учителям после уроков...
Но, наверное, самое важное — это пример моей мамочки, дорогого и любимого человека — Анны Емельяновны Алейниковой. В трудное послевоенное время она получила специальность преподавателя русского языка и литературы в Ужгородском университете. В школе проработала недолго, потому что по комсомольской путевке маму направили возглавить детский сад в одном из городов Западной Украины.
Ее рабочий день начинался в 8 утра, а домой мы возвращались вместе после 8 вечера. Мама никогда не повышала голос, всегда старалась внимательно выслушать человека, помочь. В работе была требовательной, но справедливой.
Она знала всех детей в детском саду лично! Не боялась быть примером во всем: в проведении занятий, в организации праздников, родительских собраний. А какие розы цвели в детском саду! Тоже не без участия мамы. А дневной сон у детей в летнее время в павильонах на свежем воздухе? Я такого больше нигде не видела.
Маму не только уважали, но и любили и воспитанники, и сотрудники. Детский сад под маминым руководством был лучшим в городе! Мама не раз была удостоена почетных наград. Я хорошо помню заветный ромб — знак «Отличник народного просвещения».
Позже в другом городе мама возглавила детский дом — детский сад. И вновь, как у Сухомлинского: «Сердце отдаю детям...»
Всю свою жизнь я могла получить мудрый совет, поделиться сокровенным, получить профессиональную помощь. И сейчас я чувствую: мама рядом...
Наталья Владимировна ГАДАЛОВА, учитель английского языка:
Моя мама Галина Петровна Домнина окончила Горьковский институт иностранных языков в 1965 году. Иностранные языки и игра на фортепиано были любимыми ее увлечениями. Поэтому она выбрала одно из них для своей будущей профессии. Мама проработала в школе 35 лет. Любовь к детям, прекрасное знание английского языка, желание делать процесс обучения нестандартным и увлекательным помогли ей быть любимым учителем. Со многими выпускниками Галина Петровна общается до сих пор, и эти встречи ей очень дороги. Ее воспитанники всегда говорят ей слова благодарности и признательности, а также с удовольствием вспоминают ее потрясающие комбинированные уроки английского языка и игры на фортепиано. Галина Петровна искренне считает, что учительство является ее призванием. И если бы пришлось выбирать профессию вновь, то непременно выбрала бы опять учительскую стезю и постаралась бы дать детям еще больше любви. Она уверена, что учительская профессия — самая светлая и гуманная на Земле!
Имея такой замечательный пример перед глазами, я восхищалась мамой так же, как многие ее воспитанники, и хотела быть похожей на нее. Наверное, это сыграло главную роль в выборе мною будущей профессии. Коммуникабельность, стремление самосовершенствоваться, умение расположить к себе окружающих — вот качества, которые так импонировали мне, а также прекрасное знание английского языка. Все это вызвало огромное желание пойти по маминым стопам и стать учителем иностранных языков. Метод воспитания личным примером, как всегда, оказался действенным!
Татьяна Михайловна ЕМЕЛЬЯНОВА, учитель английского языка:
Моя мама Мария Викторовна Милютина всегда была для меня образцом. Сделав свой выбор будущей профессии еще в 5-м классе, она не изменила своей мечте и после окончания Нижегородского (в то время Горьковского) лингвистического института проработала учителем английского языка 44 года. Судьба забросила мою маму на Крайний Север, в Магаданскую область, а вернувшись в свой родной город, Мария Викторовна преподавала английский язык в нижегородской лингвистической гимназии № 67, которую окончила в свое время, как и я. Мама стала Почетным работником образования Российской Федерации, имела учеников — призеров и победителей олимпиад различных уровней. Свои финальные профессиональные годы мама посвятила Центру одаренных детей, куда потом пришла работать и я.
Т.М. Емельянова с мамой
Имея перед глазами такой пример преданности своему делу, любви к своей профессии и детям, я начала думать о преподавании, решила пойти по стопам мамы и также окончила лингвистическую гимназию, а потом и лингвистический университет. Проработав 13 лет в РАНХиГС, я пришла в Центр одаренных детей и благодарна судьбе, что какое-то время мы работали вместе с мамой и я смогла перенять у нее опыт преподавания. При выпуске совместного класса, который являлся последним, в котором мама работала, прежде чем выйти на пенсию, мой ученик сдал английский язык на один балл выше, чем ее. На это мама с гордостью сказала, что я — достойный преемник нашей педагогической династии, что стало для меня наивысшей похвалой.
Мария Владимировна ЛАЗАРЕВА, заместитель директора по учебной работе, учитель информатики:
В нашей семье все женщины — педагоги: мама Людмила Сергеевна Лазарева, сестра Юлия Владимировна Чичерина и племянница Милана Михайловна Грибова. На выбор мною и сестрой будущей профессии, конечно же, повлияла мама. Она уже больше 45 лет работает с детьми. Получив музыкальное образование, наша мама много лет отдала музыкальной школе, сейчас преподает в школе искусств. С детства мы всегда видели ее в окружении учеников, с интересом наблюдали, как она работает. Дети с удовольствием ходят к маме на уроки, часто остаются после занятий, чтобы просто поговорить. Мама — творческий и интересный человек, она с детства прививала нам любовь к музыке, к искусству. Благодаря нашей маме мы с сестрой стали педагогами и любим свою профессию.
М.В. Лазарева (справа) с мамой и сестрой
Печатные авторские экземпляры выдаются в течение месяца после извещения автора редакцией о выходе номера: 1 экземпляр – автору (при наличии у статьи нескольких авторов – по 1 экземпляру каждому) и 1 экземпляр – образовательной организации, которую автор представляет.
Редакция не выдает документ, подтверждающий выход статьи (справку, свидетельство, сертификат и т. п.), так как подтверждением факта публикации статьи является само ее размещение в конкретном номере.
Светлана Васильевна ОВЧИННИКОВА, учитель биологии, Заслуженный учитель Российской Федерации:
Все мы пришли в этот необыкновенный и удивительный мир для того, чтобы оставить после себя определенный след на добрую память. Профессия учителя дает для этого все возможности.
Я с самого раннего детства не представляла себя в какой-то другой профессии. Наверное, это наследственность. Моя мама Валентина Михайловна Козырева, как и семеро ее братьев и сестер, связала свою жизнь с преподаванием. Мама была учителем начальных классов. В 18 лет, после окончания школы и специальных курсов, ее отправили с юга Нижегородской области на север, в Уренский район, в небольшую деревню, где она в Большекозлянской начальной школе проработала всю свою жизнь. Высшее образование она получала заочно. Учитель на селе был в буквальном смысле одним из главных людей. Маму уважали, приходили за советом, просили помощи в решении своих проблем.
33 года я учу детей. Мне везет, так как на моем пути встречаются чаще всего хорошие люди, которые поддерживают, помогают, понимают. А еще школа — это особый мир, где невзгоды, неудачи переживаются порой проще, легче.
Я учу детей понимать и любить природу, осознавать себя в этом мире. Стараюсь передать ученикам свои мысли и чувства. Наше время требует человека — исследователя, а не простого исполнителя. Поэтому основная задача современного учителя — воспитать активную, творческую личность, способную самостоятельно вести поиск, принимать решения, нести ответственность.
Елена Николаевна СЕРЕДУХИНА, учитель физики и математики:
Я — самый настоящий представитель династии учителей. Основателем ее по праву считается мой отец Николай Михайлович Справцов — добрый, мудрый, справедливый педагог. Он нашел свое призвание в обучении детей, выйдя на пенсию после военной службы. Надо отметить, что еще в армии солдаты считали его своим «учителем», «наставником», в какой-то степени «отцом», невзирая на порой небольшую разницу в возрасте. Придя в школу № 25 Северодвинска Архангельской области, отец стал препода-вать ОБЖ. Через пару лет в этой же школе стала работать и я — учителем физики.
Вскоре наш семейный тандем расширился. На работе я встретила будущего супруга Алексея Ивановича Середухина — кстати, коллегу отца, учителя труда, — интересное, в какой-то мере ироничное стечение обстоятельств: папа познакомился с моим мужем раньше меня!
Дальше были переезды, командировки в другие страны, возвращение на Родину — все это время мы с мужем не изменяли своей профессии. Было ли все гладко, спросите вы? Всегда ли мы вдохновенно носили «преподавательскую мантию»? Конечно же, нет. Были и разочарования, и неприятие отдельных нововведений, и, в конце концов, банальная усталость от груза ответственности... Было многое, разное — сбивающее с ног, удивляющее, ставящее в тупик... Однако изменять себе и своим принципам не давали детская радость и восторг в глазах учеников — бегущих навстречу, окрыленных успехом, заряженных на новые достижения! Так и живем, обмениваясь энергией друг друга: сначала мы отдаем свою, чтобы наполнить детей, потом они — заставляя нас двигаться дальше и дальше — и мы рядом, пока кто-то освещает наш общий путь своими детскими, азартными огоньками в глазах.
Наша династия продолжается! Мы с мужем воспитали не менее талантливого педагога — нашу дочь Тамару. В университете она выбрала специальность, далекую от преподавания, однако, будучи аспиранткой, стала заниматься педагогической деятельностью. И вот научная работа написана, впереди карьера в другой сфере, о которой дочь мечтала все университетские годы, звонки с заманчивыми предложениями о работе... но... сердце уже отдано своим ученикам! Наверное, это семейное!
Ирина Валерьевна ТУЗИКОВА, директор, Почетный работник сферы воспитания и просвещения Российской Федерации:
Мой путь в педагогику был предначертан с самого рождения. Я родилась в офицерской семье по папиной линии и стала восьмым педагогом по линии родственников мамы.
Когда мы приезжали на каникулы к нашей бабушке в Карпаты, летом собиралась мамина родня и устраивала за круглым столом свои педагогические советы, потому что среди них были заведующий роно, завуч школы, учителя начальных классов, физики, украинского языка и литературы... И как же горели глаза собеседников, которые с упоением рассказывали друг другу свои педагогические истории!
Моя мама Александра Дмитриевна Чуб, окончив Черновицкий государственный университет, стала учителем английского и немецкого языков. Начала свою педагогическую деятельность в школе Ужгорода. Как супруге военного человека ей пришлось переезжать к местам службы своего мужа. Работала в школах Мукачева, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Горького (Нижнего Новгорода). Прошла путь от учителя до начальника отдела департамента профтехобразования. Ее педагогический стаж — 53 года. Мама — отличник профтехобразования. Ученики вспоминают ее с большой благодарностью. Довелось ей учить и моих сыновей.
Маленький штрих к портрету мамы: когда мы жили в Ленинграде (Санкт-Петербурге) во время обучения папы в академии, все воскресенья мы с братом проводили на экскурсиях с маминым классом. Она всегда была не просто учителем или классным руководителем, свою жажду знаний и приобщения к прекрасному щедро делила с воспитанниками.
Ну а я начинала свой путь с лаборанта кабинета физики в училище № 6. За плечами работа в школе № 75, которую в свое время окончила, Нижегородский строительный техникум, Нижегородский педагогический колледж, Поволжский центр аэрокосмического образования и Центр одаренных детей. Были взлеты и падения, радость побед и разочарования... Но всегда перед глазами была «Большая учительская вселенная», полная ежесекундных открытий и счастливых восторженных детских глаз: «Я все смогу!», которые вдохновляли. Учительское служение — это смысл жизни и профессиональное счастье одновременно.
Лариса Михайловна МАШЕНЦЕВА, методист, организатор олимпиадного движения, Почетный работник сферы образования Российской Федерации:
Учитель в моей жизни появился с первых дней, и в этом нет ничего удивительного — это моя мама Александра Ивановна Гудкова.
Мама окружала нас с братом Николаем с рождения любовью и заботой, всегда спешила на помощь и радовалась успехам. Все начинается с детства и с семьи, а еще со школы. Семья — это мама, папа и брат, а школа — это учитель, и прежде всего учитель начальной школы! Моя мама, окончив Лысковское педагогическое училище, попала по распределению в Кисловскую среднюю школу, где проработала учителем начальной школы более 40 лет.
С самого детства мы видели, что педагогический труд не имеет временных рамок — до середины ночи проверка тетрадей и подготовка к урокам, да еще домашняя работа, и я видела, как тяжело быть учителем. В нашем доме всегда были мамины ученики: кто-то не успевал со школьной программой, у кого-то родители работали до поздней ночи, кто-то долго проболел и пропустил много уроков... Родители детей и многие взрослые часто обращались к маме за советом и поддержкой. Она старалась помогать всем.
Все уроки мамы были пронизаны любовью к детям и добротой. Она говорила, что не бывает плохих учеников, что все они хотят учиться, но не у всех сразу получается, и что каждому ребенку нужно внимание, каждого необходимо поддержать и каждому помочь! В этом отличие профессии учителя от всех остальных. А еще мама гордилась своей работой и успехами воспитанников, говорила, что педагогическая работа очень интересная и очень благодарная. И, наверное, неслучайно я и многие из ее учеников выбрали профессию учителя. Она учила детей доброте, трудолюбию, искренности, прививая им любовь к Родине и уважение к старшим. Ее уроки — это уроки мудрости и душевной щедрости!
Два созвучных, ласковых, нежных и добрых слова — мама и учитель, от этих слов исходят тепло и волнение. Это те, кто оставляет след в душе каждого ребенка. Мама и учитель для меня — один и тот же человек! Я благодарю тебя, мой самый главный в жизни учитель!
36 лет я работаю в школе, 25 из них — в Центре одаренных детей. Я люблю свою работу, детей и лицей.
ЦОДу — 25! Мой сын чуть старше. Он не выбрал профессию педагога, но занимается с детьми подготовкой к олимпиадам по праву и обществознанию, и ему это нравится. Учительство заложено в нем на генетическом уровне, и у меня теплится надежда, что всё у него еще впереди...
ПОДЕЛИТЬСЯ: