Классный руководитель — наставник взросления
Воспитание — важная составляющая деятельности классного руководителя, обеспечивающая гармоничное становление личности школьника. Всем известно, что личность развивается под руководством наставника. Младший школьный возраст — один из самых сложных периодов развития человека, где поддержка, совет, данный в нужное время человеком, которого ребенок считает не просто учителем, классным руководителем, но и другом, наставником, играют решающую роль. Именно в начальной школе закладывается основа формирования личности ребенка, его моральных качеств, считает Ольга КАШИНА, учитель начальных классов школы № 7 Нижегородского района Нижнего Новгорода.
Дорогами детства
Одна из важнейших функций классного руководителя как наставника взросления — организация активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни ученического коллектива, укрепление нравственного микроклимата в нем, гуманных отношений, сотрудничества в ходе экскурсий, походов, посещения музеев, выставок и т. д.
Со своими учениками, а в моем 4 а классе 30 человек (15 девочек и 15 мальчиков), я реализую проекты по разным направлениям воспитательной деятельности. Мы с ребятами участвуем в программе «Орлята России»: дети учатся любить место, где живут, а значит, свою Родину — Россию; беречь и укреплять свое здоровье; быть любознательными.
Я также провожу профориентационную работу со своими воспитанниками. Мы часто посещаем различные предприятия (фабрика мороженого, кондитерская фабрика, управление ГИБДД, коневодческий завод и др.). Дети наглядно представляют суть разных профессий. Это расширяет знания о мире профессий, формирует интерес к трудовой деятельности.
Мною была разработана программа «Добрая дорога детства», рассчитанная на 7—10-летний возраст. Эта программа направлена на усвоение правил дорожного движения. На первом этапе мы знакомились с участниками дорожного движения, изучали дорожные знаки, виды пешеходных переходов, светофор, виды транспорта. Изготавливали макеты дорожных знаков, светофора, одной из улиц города. Совместно с родителями мы организовали экскурсии для изучения безопасного поведения на дороге. На заключительном этапе проводились игры и соревнования по правилам дорожного движения, ролевая игра «Я — пассажир», викторина на знание ПДД, конкурс рисунков.
Учеба и досуг для жизни
В классе я часто провожу беседы о роли самоубеждения, о том, как важно уметь оценивать свои поступки, посмотреть на себя со стороны, подумать, как лучше поступить в той или иной ситуации. Важно подсказать ребенку приемы планирования своей работы, что не всегда все задуманное им будет достигнуто сразу, научить осознавать причины, которые помешали выполнению поставленной цели, не падать духом, стараться преодолевать трудности на своем пути, а не просто избегать их. Учащиеся должны понимать, что устранение имеющихся у них недостатков требует усилий и времени, настойчивости, что удачи и неудачи не раз будут сменять друг друга. От того, насколько будет эмоционально устойчива психика ребенка, зависит в том числе умение педагога вовремя разглядеть проблему и устранить ее.
На уроках я использую игровые приемы, благодаря им дети лучше усваивают материал (игра «Волшебный сундучок», интерактивные задания, карточки, инсценировка литературных произведений и др.). Важно развивать у ребят логическое мышление, поэтому в рамках учебных предметов выполняются задания на логику. Это развивает способность выстраивать причинно-следственные связи, понимать и передавать смысл текстов.
В нашем классе всегда весело проходят праздники. Дети, их папы и мамы охотно перевоплощаются в разных героев, поют, играют, соревнуются. Это сплачивает и ребят и родителей, что важно для процесса воспитания.
Я прививаю учащимся уважение к пожилым людям (изготовление тематических открыток, День добрых дел и др.), сострадание к ближним (участие в волонтерской деятельности и др.).
Растить Человека
Каждый ребенок уникален, и задача учителя-наставника на всех этапах взросления школьника — помочь ему найти себя, позволить раскрыться всему позитивному, что уже заложено природой. Поэтому мой девиз — «Помоги ребенку раскрыть себя!».
Важно, какими средствами пользуется педагог, воспитывая детей; от этого зависит, какими людьми они станут потом.
Часто ребята подходят ко мне с самыми разными вопросами, и мне важно дать им такие ответы, чтобы они помогли им ориентироваться в современном мире. Я учу своих учеников, но и сама многому у них учусь, потому что мир вокруг постоянно меняется, и правильное взаимодействие взрослых и детей должно быть позитивным.
Классный руководитель, выполняя функцию наставника взросления, должен помогать ребенку на всех этапах его школьной жизни, но часто получается так, что первый учитель остается важным человеком для бывшего ученика и во взрослой жизни.
Учитель-наставник является формальным и фактическим лидером классного коллектива, носителем культуры, организатором и участником совместной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, опекуном и другом своих воспитанников.
Результаты своей работы я представила в прошлом году на районном конкурсе классных руководителей. Ребята активно помогали мне, поддерживали, переживали, радовались. Я стала победителем в номинации «Растить гражданина, патриота, семьянина».
Важно воспитывать с раннего детства целеустремленность и любознательность, поэтому мои воспитанники активно участвуют в олимпиадах и конкурсах. У нас есть свои «звездочки», которые занимают первые места на международных конкурсах для учеников начальной школы (XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся и др.). Но самое главное — дети уважительно относятся друг к другу, к своим учителям, к старшему поколению, любят и гордятся своей Родиной. Значит, я выбрала правильное направление своей работы.
ПОДЕЛИТЬСЯ: