Учитель как наставник проектной деятельности

Эффективная работа наставника проектов в начальной школе — это сотрудничество всех участников образовательного процесса, уменьшение конфликтных ситуаций, повышение образовательных результатов, больший процент учащихся с прогрессивным развитием функциональной грамотности, утверждает Валерия БЫЧКОВА, учитель начальных классов, руководитель STA-студии школы № 118 с углубленным изучением отдельных предметов Московского района Нижнего Новгорода.

 

 

Наставничество и новые образовательные стандарты

Ключевым элементом современного образовательного процесса в передовых школах на базе начального образования становятся внедрение и интеграция проектной деятельности. Качественная реализация данного процесса обусловлена множеством факторов, немаловажным из которых является подготовленность педагогического состава к вступлению в роль наставников, менторов проектного обучения.

В новых образовательных стандартах говорится о том, что основной задачей учителя как наставника проектной деятельности становится не передача знаний, а формирование основ умения учиться и способности учеников к организации своей деятельности — умений принимать, сохранять цели и следовать им, планировать собственные действия, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Там, где встречаются наука, технологии и искусство

В нашей школе к работе наставников проектной деятельности относятся с особым трепетом. Они являются организаторами, направляющими, сопровождающими, отходя от традиционного общения «учитель — ученик». Я начинала как обычный учитель начальных классов, которого заинтересовал проектный метод. И когда мне предложили стать руководителем уникального образовательного пространства STA-студии (места встречи науки, технологий и искусства), я с радостью согласилась. Чтобы стать наставником проектов, пришлось пройти множество курсов, так как работа учителя отличается от работы наставника. И вот уже несколько лет STA-студия является центром проектной деятельности в начальной школе.

Проектирование в студии разделено на тематические блоки. Для учащихся 1-х и 2-х классов расширяются рамки предметной области «Окружающий мир», так как они только делают первые шаги в исследовательской деятельности и знакомятся с ее основами. Это работа с источниками информации: словарями, энциклопедиями, ресурсами интернета. Дети учатся использовать инструменты лаборатории, такие как лупа, микроскоп, чашка Петри. Ученики 3-х и 4-х классов используют комплекс «Цифровая лаборатория», знакомясь с предметными областями «Физика», «Химия», «Биология», «Анатомия».

Наука и жизнь

Структурно блоки занятий делятся на лекционные и практические. На лекциях изучается теория, так как некоторые темы, особенно в 3-х и 4-х классах, подразумевают необходимость в совершенной новой информации, например, о кругах кровообращения, магнитных полях или pH-балансе. Сюда же входит работа с информацией и ее источниками. Так, мы учим ребят работать с текстовыми документами, переносить текст и картинки из интернета в документ, составлять презентации. Практические занятия проводятся после теоретических и являются проверкой гипотез, экспериментальной деятельностью, а также демонстрацией взаимосвязи теории и реальной жизни.

Рассмотрим, например, первый проект — «Гербаризация». На занятиях мы знакомим детей с терминами и особенностями данного процесса. Они учатся работать с лупой и рассматривают школьные гербарии, созданные в ознакомительных и научных целях. На практике же мы начинаем знакомиться с гербариями, которые ученики видят чаще всего, — картинами из цветов для украшения интерьера и специями, которые применяются для готовки. Говорим о том, что гербаризация не только служит для создания образовательных гербариев, но и практикуется при решении бытовых вопросов. Мы совместно учимся данному процессу, а итогом работы является представление детьми собственного творческого варианта гербаризации в зависимости от поставленной практической цели. Некоторые ученики делали картины для себя и своих родных.

Системно и эффективно

В школе разработана система проектной деятельности в начальном звене, которая развила наставничество, выведя его на новый уровень, и с каждым годом доказывает свою эффективность через повышение качества проектных работ младших школьников. Система проектной деятельности разрабатывалась на основе проведенного мною большого исследования в рамках решения задачи по удовлетворению запроса всех участников образовательного процесса и была закреплена в виде нормативного акта «Положение о системе проектной деятельности на базе начальной школы».

В нашей образовательной организации наставники создают необходимые условия, мотивируют учеников самостоятельно находить и получать новые знания. Дети обучаются выдвигать гипотезы, общаться друг с другом и со взрослыми, задавать правильные вопросы и грамотно отвечать на них. А самое главное — они получают практические навыки и осознают связь теории с реальной жизнью за пределами школы. В этом и заключается важная составляющая работы учителя как наставника проектной деятельности в начальной школе.

 

Школа № 9, октябрь 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Декабрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN