Родом из детства

В Год педагога и наставника в Сосновском муниципальном округе были разработаны несколько проектов. Один из них — педагогический проект «Связующая нить времен и поколений», цель реализации которого — восстановление связи между педагогическими поколениями, лучшими педагогическими традициями и ценностями XX века и современностью.

Так родились подпроекты: «Книга памяти» об ушедших из жизни педагогах и «История образования и учительства Сосновского округа» (сбор экспонатов для организации выставки в Сосновском историко-краеведческом музее).

В настоящее время в «Книге памяти» собрано более 80 воспоминаний о педагогах, написанных их коллегами, учениками, родственниками. Выставка открыта до января 2024 года. Предлагаем вашему вниманию одно из воспоминаний «Книги памяти» — Альбины ЧЕСНОКОВОЙ, директора Информационно-методического центра, руководителя проекта.

 

Выпускники Макасовского детского сада с педагогами

 

Макасовский детский сад я посещала, когда он располагался в деревянном старом здании с печным отоплением. Детский сад действовал еще в годы Великой Отечественной войны. Именно туда привозили детишек из блокадного Ленинграда.

В 1960-х годах в детском саду работал прекрасный коллектив. Своими стараниями и энергией они сумели создать неповторимую атмосферу детства — радостного и беззаботного. Об этих прекрасных людях я и хочу рассказать.

Заведовала детским садом Капитолина Михайловна Белова (Капа Михайловна, как мы ее звали). Бывшая фронтовичка, человек с прекрасным чувством юмора, она входила в кабинеты начальников любого ранга и умела убедить их в необходимости выполнения просьб для нужд детского сада.

В детском саду у воспитанников старшего возраста были свои маленькие привилегии. Например, Капа Михайловна советовалась с нами по поводу меню на завтрашний день, и мы могли заказать свои любимые блюда. Прошло много лет, но я до сих пор помню вкус детсадовского супа с фрикадельками или манных котлет с сахарной подливой.

А еще у Капы Михайловны было грозное оружие против шалунов и хулиганов: два карандаша черного и красного цветов. Если ребенок обижал малышей или не слушался старших, то ему говорили, что Капа Михайловна вычеркнет его из детского сада черным карандашом. Это было не так страшно, так как была возможность извиниться и получить прощение. Вычеркивание красным карандашом возврата не предполагало, это было уже навсегда, и красного карандаша боялись. Конечно, в реальности никого красным карандашом из детского сада не вычеркивали.

Воспитателем работала Лидия Васильевна Чеснокова, моя мама. Я запомнила дошкольные годы на всю жизнь, настолько они были интересными, богатыми на события, настоящими. И в этом большая заслуга мамы как воспитателя.

Само здание и участок детского сада были полны загадочных уголков. Например, в детском саду была «холодная комната». Она не отапливалась, запиралась на замок, и как же мы, дети, любили, когда ее по какой-либо надобности открывали! Это был склад игрушек, картин, карнавальных костюмов и других интересных вещей. Помню, там стоял старый патефон (или граммофон?). Он даже работал! Его иногда приносили в группу, и мы слушали сказки Корнея Чуковского «Мойдодыр» или «Федорино горе». Игла поскрипывала, и ее надо было поддерживать, чтобы она не соскользнула с пластинки.

Зимой были Новый год и елка. Ее, большую, пахнущую хвоей, приносили в тихий час, когда дети спали, и устанавливали в зале. Дверь в зал закрывалась, а мы в щелочку старались рассмотреть красавицу-елку. Украшали ее вечером, и мама иногда брала меня с собой.

А потом наступал праздник. Приходил музыкальный руководитель Антон Иванович Черепков, внушительный мужчина с баяном. Не думаю, что он имел специальное музыкальное образование, скорее обладал хорошим музыкальным слухом. Дедом Морозом был кто-то из родителей-пап, Снегурочкой — бывшая выпускница детского сада. Остальных персонажей играли сами дети. Девочкам мамы шили белые платья снежинок, мальчикам мастерили шапочки зайчиков.

В конце обязательно был сюрприз — момент появления подарков. Они могли взяться откуда угодно, и за это отвечала мама. И не важно, что пакеты для подарков клеили сами сотрудники детского сада и они не были такими яркими, как сейчас. Но они были долгожданными и удивительно вкусными в нашей неизбалованной подарками детской жизни.

Самые удивительные воспоминания у меня сохранились от лета.

Летом занятий не было, и сразу после завтрака все выходили на участок. Участок был большой и разделен на несколько зон.

Собственно участок для детей, где находились различные постройки, качели, большая горка, которую зимой заливали, и с нее можно было кататься на санках. В центре был небольшой памятник Володе Ульянову, вокруг него разбиты клумбы с бархатцами и космеями. По периметру участка вдоль забора росли акации, спиреи и сирень. Под старой раскидистой яблоней буквой «П» стояли скамеечки, и пока не высохла роса, мы сидели там и слушали сказки, которые читала мама. Любимой моей сказкой была «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова в толстой книге с прекрасными цветными иллюстрациями. И мы сопереживали девочке Элле и ее друзьям: соломенному Страшиле, Железному Дровосеку, Льву с храбрым сердцем.

С другой стороны детского сада размещался прекрасный вишневый сад, куда можно было ходить только старшим детям (чаще девочкам) за цветами по особому разрешению воспитателя и ненадолго.

Еще была «хозяйственная зона», куда детям вход был категорически запрещен. Это была «вотчина» сторожа и по совместительству прачки тети Паши. Там располагались погреб, где хранились продукты (холодильников тогда не было); здание прачечной, где стиралось (вручную) и сушились постельное белье и полотенца; складировались дрова для печек. И нам, детям, казалось, что на этой территории обитают какие-то сказочные и не очень дружелюбные существа, от которых лучше держаться подальше.

Рядом с детским садом был лес, куда мы часто ходили на прогулку. Тропинка спускалась к большому дубу, рядом с которым была заросшая травой яма. Мы садились вокруг и в несчетный раз просили рассказать сказку о зверях, которые прятались в этой яме, думая, что наступил конец света (хотя это была всего-навсего сильная гроза). И мы свято верили в то, что это были тот самый дуб из сказки и та самая яма, где прятались когда-то лиса, заяц, медведь и волк. Потом мы шли к прудику с мостками, где мама показывала нам маленьких лягушат и тритонов (похожих на ящериц, но меньше и живущих в воде). Мальчишки тайком прятали их в карманы, приносили в детский сад и пугали девчонок.

А еще мы ждали того счастливого момента, когда все удачно сложится: будет хорошая погода, относительно свободны сотрудники и, в первую очередь, заведующая, и мы пойдем в поход.

Это событие случалось не чаще одного раза за все лето. Путь предстоял неблизкий: в лес Заказ на Павлину гору. В поход брали не всех, а тех, кто выпускался в школу, и детей покрепче. Малышей в поход не брали, они оставались в детском саду под присмотром няни Анастасии Александровны (о ней расскажу чуть позднее).

В поход выдвигались всей командой: впереди заведующая Капитолина Михайловна, затем парами дети с воспитательницей Лидией Васильевной, замыкала процессию повар тетя Галя с продуктами и кухонной утварью. По дороге устраивали привалы, отдыхали, а когда приходили на Павлину гору, варили обед на костре. Сейчас такое невозможно представить, а тогда это было незабываемое путешествие.

Пока варился обед, дети играли, собирали ягоды, цветы, ловили бабочек. Пообедав и набравшись сил, мы отправлялись в обратный путь и приходили как раз к тихому часу. Спали все «как убитые». Этот поход был своего рода проверкой сил перед поступлением в школу.

Нашу няню (так раньше называли помощника воспитателя) мы называли только по имени-отчеству — Анастасия Александровна. У нее была красивая нездешняя фамилия Вьюшинская. Родом она была из Починок, говорила на «а», что в деревне в то время было редкостью: все «окали». Раньше, живя в Починках, она работала воспитателем в детском саду и своими профессиональными советами помогала маме. В настоящее время в Селитьбенской средней школе учителем истории работает ее правнук Алексей Андреевич Золотов. Вспоминая эту женщину, я удивляюсь, как она со всем справлялась: носила продукты из магазина, воду из колодца, вязанки дров, топила печки перед приходом детей, мыла полы во всех помещениях детского сада, накрывала столы, убирала и мыла посуду.

Макасовский детский сад был действительно детским садом для детей; со своими правилами и традициями, неповторимой атмосферой настоящего и правильного, что так необходимо маленькому ребенку. Давно уже нет здания моего детского сада, нет в живых никого из его сотрудников, а я до сих пор помню даже то, с каким звуком открывалась туда дверь...

 

Школа № 9, октябрь 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN