Подготовка детей-инофонов к ОГЭ и устному собеседованию

Сегодня во многих школах существуют классы, где одновременно обучаются дети носители русского языка и те, для кого наш язык не является родным. Независимо от того, в какой класс прибыл ребенок, какой у него уровень знания русского языка, он должен сдавать ОГЭ и итоговое собеседование на общих основаниях. «Как подготовить таких учащихся к итоговой аттестации?» задает вопрос Елена АНДРОНОВА, учитель русского языка и литературы школы № 96 Канавинского района Нижнего Новгорода.

 

 

Текстоцентричный подход

при обучении русскому языку

С момента распада СССР прошло не одно десятилетие. Бывшие республики перешли на родной язык, а русский в них преподается факультативно. За эти годы появился языковой барьер. Многие родители-мигранты по-русски практически не говорят и их дети, соответственно, тоже. Оттого и стали называть таких учеников – инофоны (носители иного языка). Сегодня ребятам-инофонам учиться нелегко. Для них проблематично не только овладеть русским языком, но и адаптироваться к новым культуре, привычкам, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, отношениям в коллективе.

Оба экзамена (и устное собеседование, и письменный ОГЭ) построены на работе с текстом, поэтому данному виду работы надо уделить большее внимание. И общепринятые методы подготовки к экзаменам приходится корректировать, так как у инофонов слабо сформированы навыки чтения, понимания, анализа текста.

Работа с текстом

в 9-м классе

Первая часть ОГЭ – изложение. Текст ученики должны воспринимать на слух. Это нелегко само по себе, а для инофонов – вдвойне, так как они переводят услышанное на родной язык, чтобы понять смысл, а затем на русский язык, чтобы интерпретировать.

Чтобы научить ребят писать сжатое изложение, работаем сначала на текстах, которые они видят. Учим запоминать, выделять информацию через вопросы по тексту, составление плана текста, тезисного плана (микротемы).

Алгоритм работы

при визуальном восприятии текста

1. Читаем исходный текст.

2. Формулируем основную тему (о чем текст?) и идею (что хотел сказать автор?).

  1. Выделяем ключевые слова и предложения. Подчеркиваем их.
  2. Выделяем в тексте микротемы, составляем подробный план.
  3. Выделяем в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.
  4. Сокращаем текст.

Сжимать текст разными способами детям мигрантов сложно. Из всех существующих приемов сжатия текста понятным и доступным для учащихся-инофонов является прием исключения. Такие приемы, как обобщение и упрощение, вызывают у них трудности, ошибки.

  1. Тщательно проверяем текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Из речевых ошибок дети-инофоны способны увидеть и исправить только одну – неоправданный повтор слов.

  1. Чтобы избежать ошибок в написании слов, рекомендуется проверять слова по орфографическому словарю; чтобы избежать пунктуационных ошибок – составлять простые предложения.

Чтобы отработать прием исключения при сжатии текста, я даю задания, где инофоны вычеркивают в тексте второстепенную информацию, подчеркивают ключевые слова.

Работа с текстом также необходима и при подготовке к итоговому собеседованию, а именно – к пересказу текста. Для этого я создаю опорные карты по тексту, в которых написаны вопросы к каждому абзацу, или тезисы из каждого абзаца, или ключевые слова. Отвечая на опорные вопросы, дети учатся запоминать информацию и пересказывать основное содержание текста.

Можно использовать прием «телеграммы»: пересказать текст кратко, как в телеграмме, двумя-тремя предложениями. Развивая речь, увеличиваю количество слов в «телеграмме», добавляю слова, учу ребят пересказывать.

Также развивать речь и память помогает прием «дырявого текста», когда учащимся надо восстановить текст, вставив пропущенные слова.

 

 

Создание собственного текста

В третьей части ОГЭ (сочинение) и итоговом собеседовании (монолог) есть задание по созданию собственного текста. У инофонов такое задание также вызывает трудности.

При написании сочинения я ориентирую детей на сочинение 13.3. Это объясняется тем, что есть возможность подготовки тезиса сочинения в течение двух лет (8-го и 9-го классов). Можно заучить формулировки многих понятий, присутствует четкий алгоритм действий.

Сочинения 13.1 и 13.2 сложны тем, что лингвистические цитаты трудны для понимания, нельзя обработать все тексты открытого банка ОГЭ и сформулировать понимание всех фрагментов текстов.

Также структура сочинения предполагает приведение двух аргументов из текста, поэтому от личного опыта обучающихся отталкиваться нельзя. А в сочинении 13.3 можно привлекать такой опыт, если исходный текст не понят или недопонят.

Структура сочинения требует обращения и к тексту, и к жизненному опыту.

Алгоритм действий

  1. Изучаем структуру создаваемого текста.
  2. Заучиваем таблицу речевых клише (дается в готовом виде).
  3. Составляем пособие определений. Заводим общую тетрадь, в которую в течение всей подготовки к экзамену будем записывать из словаря, различных учебных пособий по русскому языку и интернета определения понятий. Все это обязательно заучивается наизусть.

Схема написания второго абзаца сочинения

  1. Сказать, о ком говорится в тексте:

В тексте автор говорит о ….

  1. Написать о том, как зовут героя (героиню) текста (если в тексте об этом говорится):

Его (ее) зовут ….

3. Написать о том, что сделал главный герой (его поступок должен иметь отношение к тезису первого абзаца).

4. В последнем предложении второго абзаца (микровыводе) обязательно должно быть исходное понятие, или однокоренное ему слово, или синонимичное слово.

Текст всему голова

При подготовке к заданию № 3 (монолог) итогового собеседования я даю детям клише для описания фотографии, повествования или рассуждения. Необходимо, чтобы ребенок-инофон выучил их наизусть. Ему трудно набрать больше десяти предложений для монолога, а готовые фразы-клише помогут, так как в них нужно только подставлять словосочетания в зависимости от ситуации.

Таким образом, чтобы дети-инофоны успешно проходили итоговую аттестацию, чтобы у педагога была возможность подготовить их к экзаменам, необходимо корректировать образовательные программы, включая в них средства и приемы из методики обучения русскому языку как иностранному.

 

Школа № 10, ноябрь 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

 

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN