«Касакос», «обед» и другие гости на уроках русского языка
Как помочь детям-билингвам адаптироваться в классном коллективе и чувствовать себя на уроках уверенно? Какие приемы позволят учителю добиться поставленной на занятии цели? Именно на эти вопросы, основываясь на собственном педагогическом опыте, отвечает Марина КОЗЛОВА, учитель русского языка и литературы школы № 185 Ленинского района Нижнего Новгорода.
Преодолевая трудности
В течение последних лет в нашем городе, как и в других регионах страны, появилось большое количество семей из бывших союзных республик. Эти семьи по разным причинам поменяли место жительства, родители устроились на работу, дети стали посещать детские сады и школы. Казалось бы, ребята, проводя большую часть времени в русскоговорящих коллективах, должны и сами хорошо говорить по-русски. Но так не происходит, потому что в семье родители стремятся сохранить национальные традиции и продолжают говорить на родном языке.
Именно поэтому дети-инофоны испытывают большие трудности при изучении русского языка как предмета учебного плана. Учитель, преподающий в классе, где есть такие учащиеся, должен при планировании урока учитывать и их особенности восприятия учебного материала. Конечно, это сложно, но такова наша профессия – мы часто сталкиваемся с трудностями и привыкли преодолевать их.
Морфологический разбор и образон
Не секрет, что одной из самых сложных тем курса русского языка в 5–7-х классах является тема, связанная с морфологическим разбором изучаемой части речи. Впервые с данной темой ученики знакомятся в начальной школе, но в 1–4-х классах обучают морфологически разбирать только три основные части речи: имя существительное, глагол и имя прилагательное. В 5-м классе сведения об этих частях речи значительно пополняются новыми знаниями. Таких знаний становится довольно много, и их нужно привести в единую систему, чтобы ребенок мог без затруднений морфологически разобрать любую из изучаемых частей речи.
Трудность в усвоении материала заключается и в том, что единого подхода к оформлению этого вида разбора нет. Но мы знаем, что морфологический разбор любой части речи состоит из трех частей (компонентов). Первая часть – идентификация разбираемого слова как части речи. Во второй части указываются морфологические признаки, которые бывают постоянными и непостоянными. Третья часть посвящена выяснению синтаксической роли разбираемого слова. Указанные части следуют друг за другом в строго установленном порядке. Для того чтобы ученик хорошо усвоил и запомнил этот материал, надо было придумать яркий и понятный образ-символ, то есть образон (см. работы Н.В. Масловой «Ноосферное образование. Как превратить обучение в естественное познание мира» и «Ноосферное образование»).
Обед из трех блюд
Выбирая образон для темы «Морфологический разбор части речи», я искала что-то легко запоминающееся ученику, в том числе ученику-билингву, и обязательно состоящее из трех частей (компонентов). Так я придумала образон «обед». Конечно, в период создания «обеда» я не знала термина «образон». Но уверена, что интуитивно поняла, как может помочь мне и детям, особенно инфонам, в овладении трудной темой придуманный символ.
Итак, образон «обед» позволит ученику овладеть знаниями по теме «Морфологический разбор части речи». Морфологический разбор состоит из трех частей так же, как и обед состоит из трех блюд. Первое блюдо во время обеда мы идентифицируем по-разному, можно и просто спросить: что предложено в качестве первого? То же самое происходит и при морфологическом разборе – в пункте I мы идентифицируем слово как часть речи, для этого задаем вопрос, определяем значение слова и его начальную форму.
Второе блюдо, предлагаемое на обед, как правило, состоит из двух компонентов: основного блюда и гарнира. Та же ситуация и при морфологическом разборе, когда мы переходим к пункту II. Пункт II разбора тоже состоит из двух компонентов: постоянных признаков части речи и непостоянных. Обедающему при употреблении второго блюда приходится пользоваться несколькими столовыми приборами – это не всегда легко. Так и при разборе: работа над пунктом II наиболее сложная, требует концентрации внимания и памяти.
Третье блюдо – самая приятная часть любого обеда, это десерт или сладкий напиток, то есть то, что приятно и легко съесть/выпить. То же самое чувство испытывает ученик, закончив работу над пунктом II и приступая к выполнению самой легкой части разбора – выявлению синтаксической роли разбираемого слова. Как правило, учащиеся хорошо запоминают эту часть разбора, редко допускают в ней ошибки.
Русский язык – это не скучно!
Образон «обед» был создан специально для изучения темы «Морфологический разбор части речи». Его универсальность состоит в том, что по нему можно изучать эту тему для любой из частей речи русского языка, начиная с имени существительного в 5-м классе и заканчивая частицей в 7-м. Я использую данный образон в течение долгого времени и с уверенностью могу сказать, что его применение эффективно.
В моей педагогической копилке есть еще образоны, которые создавались отдельными классами или группами учащихся. Это образон «страна», представляющий систему частей речи в русском языке. В «стране» существуют город Глагол и река Имя прилагательное, деревня Частицы и озеро Междометие. Принцип создания и функционирования данного образона, я думаю, понятен.
При изучении раздела «Морфемика» использую образон «стена». Представьте себе кирпичную стену, где каждый кирпичик является какой-либо морфемой, и вы поймете, как получился этот образон. Самое главное заключается в том, что использование данного приема помогает учащимся, особенно детям-инофонам, усваивать учебный материал.
Конечно, я использую и традиционные формы и методы обучения, проверенные временем технологии. Но мне интересно придумывать что-нибудь новое, необычное с целью сделать урок не похожим на другие, ярким и запоминающимся. Мне бы хотелось, чтобы мои ученики не воспринимали предмет «Русский язык» как скучный свод правил орфографии и пунктуации. Поэтому ко мне на урок иногда приходит невероятный Касакос (правописание чередующейся а/о в корне -кас-/-кос-) и его друзья. Впрочем, я уверена, что подобные «существа» приручены многими моими коллегами. Эти «существа» у каждого педагога свои – все зависит от фантазии учителя. Но в этом я вижу позитивные стороны, ведь цель у всех одна – сделать учебный материал доступным и понятным всем детям без исключения.
ПОДЕЛИТЬСЯ: