«Математика – первая из всех наук»
В Нижегородской области, как и во многих других регионах России, наблюдается прибытие мигрантов из различных стран. Самые многочисленные группы мигрантов прибывают из таких стран, как Украина, Узбекистан и Таджикистан. Также в регионе есть представители мигрантских сообществ из стран Кавказа, Центральной Азии и других регионов мира, напоминает Ольга ЗУЕВА, учитель математики филиала Большеокуловской средней школы – Салавирской основной школы городского округа Навашинский.
Решая сложную задачу
Основная проблема, с которой сталкиваются педагоги, начиная работать с детьми мигрантов, – это языковой барьер. Так, например, вопрос, который стоит перед каждым учителем математики перед каждым уроком: «Как объяснить математический материал, если в классе дети разговаривают на разных языках и русскую речь воспринимают с трудом?»
Я пришла к следующему заключению: детям мигрантов трудно воспринимать русскую речь на должном уровне, так как дома с ними разговаривают на их родном языке, а собственный уровень владения русским – низкий. Поэтому в школе они остаются один на один с этой проблемой: не понимают, что конкретно хочет от них педагог, а тот, в свою очередь, не имеет возможность не только понять ребенка, но и объяснить ему материал. Задача сложная, но вполне решаемая.
Формировать осознанную речь
Работая с такими учениками изо дня в день, нужно понять, что воспринимать детей мигрантов необходимо по-особенному. Они похожи на глухонемых малышей, которые не слышат, что им говорят, и не могут выразить свои мысли правильно.
За основу своих методических разработок я взяла пособие Е.А. Жеребятьевой «Современные технологии в обучении математики и информатике детей с нарушением слуха» (2011 г.).
Интернациональная школа, решая общие с массовой школой задачи обучения, должна решить еще одну, специальную задачу – формирование и развитие речи. Один из ведущих принципов, которые положены в основу становления речи, – неразрывная связь этого процесса с организацией учебной деятельности учащихся.
На уроках математики ведется работа, направленная на овладение математической терминологией в четком соответствии с нормами орфоэпии и грамматики русского языка, что способствует расширению лексического запаса детей мигрантов. Специальной лексикой, а именно словами и словосочетаниями математического характера, учащиеся овладевают в процессе формирования математических понятий на уроке. При объяснении и уточнении значений новых слов применяются различные виды работы: замена слова другим словом или словосочетанием; демонстрация и выполнение практического математического действия; показ предмета или картинки; использование учебника, словаря и т. д.
Непростой математический язык
Изучение различных разделов математического курса требует различного уровня развития речи. Один из самых трудных из них – математические задачи, понимание которых прямо зависит от уровня речевого развития детей мигрантов. Для правильного решения задачи, условие которой выражено в словесной форме, необходимо понимание значения входящих в нее слов и фраз. В этом случае речевой материал нужно отрабатывать заранее, до того как он будет введен в условие математической задачи. Только так можно обеспечить сознательное решение задач.
Значение новых слов (а их в условии задачи должно встречаться одно-два, потому что в противном случае задача для самостоятельного решения не подходит) раскрывается в процессе решения, при анализе условия. С этой целью учитель может привлечь иллюстрированный материал, использовать схематическое изображение, рисунок на классной доске или интерактивные средства обучения. Незнакомое слово может быть заменено другими, понятными детям словами, и др.
Чтобы предупредить смешение терминов, сравнивают соответствующие понятия. Делая это, важно подчеркнуть различия соответствующих терминов, например, «равенство» и «тождество», «теорема» и «аксиома» и др. Дальнейшая работа над значением введенного термина продолжается при закреплении материала в ходе выполнения специально подобранной системы тренировочных упражнений.
Формирование математических знаний зависит не только от усвоения значения отдельных слов и словосочетаний, но и от понимания целых выражений, конструкций предложений, с помощью которых передаются задания.
Дидактика в помощь педагогу
Овладение учащимися математическим языком предполагает применение учителем различных дидактических подходов, в том числе организацию видов помощи, которые должны быть дифференцированы.
При повторении пройденного материала в соответствии с уровнем сформированности речи можно предложить ученикам такие задания:
- Закончи предложение: Число вида m/n называется ….
- Закончи предложение: Число вида m/n называется …. Число m называют …. Число n называют ….
- Придумай и запиши три дроби. Запиши числитель и знаменатель каждой дроби.
При закреплении нового материала в соответствии с уровнем усвоения материала можно дать следующие задания:
- Закончи сокращение дроби:
- Сократи дробь:
Формирование математического языка школьника-мигранта становится в умелых руках учителя средством обучения основам математических знаний, так как это наиболее соответствует сущности математики как науки и как учебной дисциплины в объеме основного общего образования.
ПОДЕЛИТЬСЯ: