Говорю по-русски!
Преподавание русского языка для детей-инофонов является важным и необходимым процессом в современном обществе. В свете всеобщей глобализации и межкультурного обмена важно обеспечивать всем школьникам равные возможности для получения качественного образования, независимо от их национальной принадлежности и языка, напоминает Ирина ЛИЗЯКИНА, учитель русского языка и литературы Сосновской средней школы № 2.
Особый подход к инофонам
Основной задачей преподавания русского языка для детей-инофонов является их успешная интеграция в новую социокультурную среду. Язык выступает ключевым фактором взаимодействия и включения в общество. Обучение русскому языку позволяет таким ребятам не только освоить новые навыки общения, но и лучше понять культуру и традиции страны, в которой они проживают.
Преподавание русского языка для детей-инофонов требует особого подхода. Одной из главных составляющих успешного обучения является использование интерактивных методик и игровых форм обучения. Школьникам нужно предоставлять возможность активно взаимодействовать с языком, использовать его в различных ситуациях и контекстах. Занятия должны быть увлекательными, интересными и направленными на развитие всех навыков владения языком – слушания, говорения, чтения и письма.
Окружая таких учеников максимальными вниманием и поддержкой, мы помогаем им на каждом уроке становиться более уверенными в знании и применении правил русского языка. Наша цель – помочь детям-инофонам полноценно войти в мир русского языка и раскрыть перед ними все его возможности.
Грамматика и грамотность
Одной из важнейших и трудных тем для школьников, по моему мнению, выступает изучение грамматики – важнейшей составляющей изучения языка. На уроках русского языка в 6-м классе учащимся могут быть предложены упражнения на различные виды грамматических конструкций: склонение существительных, спряжение глаголов, образование времен, падежей и др. Безусловно, при подготовке заданий мы учитываем разные уровни сложности, чтобы каждый ученик мог найти самое подходящее для себя.
Так, при изучении темы «Имя существительное» я предлагаю ребятам выполнить следующие задания:
- Закончите предложения, выбрав правильное существительное.
- Из списка выберите слова, которые являются именами существительными.
- Составьте предложения, используя данные учителем слова.
- Заполните пропуски подходящими существительными во множественном числе.
- Напишите пять существительных, обозначающих предметы, которые можно найти на кухне.
- Подберите к данным именам существительным соответствующие имена прилагательные.
Искусство писать и говорить
Дети-инофоны могут испытывать сложности в чтении и понимании текста. Поэтому на уроках русского языка и литературы уместно использовать тексты разной тематики со встроенными вопросами, чтобы ученики могли проверить свое понимание и отработать навыки чтения.
Неотъемлемая часть изучения языка – письмо. Упражнения на развитие навыков письма: от составления простых предложений до написания сочинений – необходимы для того, чтобы отработать правильную структуру предложений, уметь применять правила пунктуации и пополнять словарный запас.
При изучении темы «Синтаксис простого предложения» важно предлагать задания, направленные на создание текста описательного типа речи и позволяющие детям-инофонам практиковать использование словарного запаса и правильное построение предложений. Эти задания могут быть представлены в виде описания человека, места или предмета. Учащиеся могут применять свои знания, чтобы выбрать подходящие слова и выразить мысли на русском языке как иностранном.
Такие задания развивают у инофонов навыки общения, дают возможность практиковаться в использовании словарного запаса и грамматических структур, а также позволяют выражать свои мысли и идеи более точно. Если задания построены правильно, то они вдохновляют таких учеников к активному изучению языка и помогают им стать более свободными в общении.
Всё для социализации
Чтобы сделать изучение русского языка интересным и захватывающим, можно предложить учащимся различные творческие задания, такие как написание стихотворения, создание мини-рассказа или рисование иллюстрации к тексту. Эти задания помогут детям проявить свою фантазию и творческий потенциал.
Дети-инофоны уже не редкость в школах России, опыт работы с такими ребятами есть. Что получилось у меня? Каковы итоги? Например, описывая картину И. Грабаря «Февральская лазурь», ребенок-инофон представил обширный спектр слов, демонстрируя умение применять их в практическом контексте. А при изучении раздела «Синтаксис» учащиеся, не уступая по знаниям русскоговорящим, умело формулируют свои мысли, создавая не только простые предложения, но и осложненные и сложные.
Важно, чтобы все дети научились говорить по-русски. Предоставление всем школьникам равных возможностей в обучении и социализации позволит создать гармоничное и гостеприимное многонациональное общество.
ПОДЕЛИТЬСЯ: