Формирование ценностных ориентаций у детей и подростков
Воспитание подрастающего поколения — работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения успевать за жизнью. У каждого учителя есть положительный опыт подобной деятельности, и каждому есть чем поделиться с коллегами. Результаты своей работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся представляет учитель русского языка и литературы, классный руководитель школы № 85 c углубленным изучением отдельных предметов Сормовского района Нижнего Новгорода Вера ИВАНОВА.
«Мы помним славную Победу!»
Одним из существенных резервов повышения эффективности процесса воспитания детей в моем классе является использование системного подхода в нашем взаимодействии. Так, в 5-м классе в 2021/2022 учебном году в качестве основы для интеграции воспитательных дел и мероприятий в единый годовой цикл мною была выбрана комплексная форма. Все приемы и методы работы объединялись концептуальным замыслом: ребенок усваивает важнейшие нравственные ценности через знакомство с отдельными вехами Великой Отечественной войны, через осмысление героизма и подвига соотечественников, через открытие новых страниц в истории собственных семьи и рода.
Процесс реализации инновационного проекта «Роль классного руководителя в формировании ценностно-смысловых ориентаций и нравственном становлении пятиклассников» состоял из нескольких этапов, каждый из которых имел свое предназначение, важное для того или иного момента деятельности и обусловленное логикой развертывания комплексной формы во времени.
Стартовым мероприятием в нашем классе стало общее собрание граждан республики, на котором была определена и обозначена тема работы на год; выбран девиз, под которым эта работа будет проходить.
В рамках реализации проекта были организованы разные события, например, классный час «Маленькие герои большой войны», подготовленный творческими группами учащихся; совместными усилиями родителей, классного руководителя и ребят создан уголок памятных дат «Вехи войны»; прошел конкурс творческих работ «Дети пишут о войне»; подготовлена литературно-музыкальная композиция «Жила-была девочка» (из истории семьи Тани Савичевой).
А итоговым мероприятием в мае стал детско-родительский классный час «Этих дней не смолкнет слава» — своего рода творческий отчет учеников перед родителями и одноклассниками, в ходе которого каждая творческая группа, каждый ребенок, добившийся наиболее заметных результатов, добавляли свою звездочку в картину «Залпы Победного салюта».
Как делают журнал
Одной из эффективных и интересных, на мой взгляд, форм воспитательной деятельности является несправедливо забытый сегодня устный тематический журнал. Он подразумевает комплексный способ подачи информации. Работу над устным журналом можно отнести к имитационным видам деятельности, так как по существу он строится на принципах, присущих традиционному периодическому журналу. Каждый выпуск устного журнала дает неограниченные возможности для выдумки, творчества.
Методика подготовки устного журнала достаточно проста, ее можно свести к нескольким этапам: выбор названия, в котором отражаются проблематика, направленность, концепция и содержание журнала; определение состава редакционной коллегии; разработка основных рубрик (страниц); создание оформления (обложка, титульный лист, названия рубрик, иллюстрации, разнообразные символы и атрибуты); подготовка конкретного номера (написание сценария, подбор иллюстраций, разработка конкурсов для активизации зрительской аудитории, распределение материала между ведущими и чтецами, его разучивание и выразительное чтение).
Для успешной подготовки журнала необходимо создать творческие группы, отвечающие за определенный круг вопросов, и распределить обязанности между ними.
Так, в прошлом учебном году мы с шестиклассниками подготовили устный тематический журнал, посвященный 410-летию Нижегородского ополчения «Спаситель Отечества Козьма Минин».
После того как определилась тематика будущего журнала, были обозначены его основные рубрики: «Литературное творчество», «Подвиг в веках», «Проверь себя», «Заочная экскурсия». Вслед за этим были сформированы творческие группы по желанию учащихся: сценаристы, поэты и писатели, художники-оформители, экскурсоводы, web-дизайнеры, аниматоры.
Одновременно с подготовкой устного журнала создавался литературно-художественный сборник с тем же названием для детей младшего и среднего школьного возраста. В сборник вошли рассказы, стихи, интеллектуальные игры, рисунки учеников класса.
Результат коллективной творческой деятельности учащихся был представлен ученикам параллельных классов.
Откровенный разговор
В этом учебном году я организовала весьма непростое событие для учащихся моего теперь уже 7-го класса и их родителей — час семейного чтения «От книги — к жизни. Откровенный разговор». Основой для данного разговора стали книга В. Железникова «Чучело» и спектакль «Бойкот», поставленный по ее сюжету участниками театральной студии «Оскар» и представленный на сцене Центра детского творчества Сормовского района.
Цель мероприятия не исчерпывалась исключительно стремлением приобщить детей и взрослых к совместному чтению книг. Был у этого разговора и повод вовсе не веселый: в первой четверти у нас дважды возникали конфликтные ситуации, в адрес разных ребят их одноклассники демонстрировали негативное поведение. Поэтому направленность разговора состояла в том, чтобы через обсуждение произведения литературы выйти на анализ ситуации в нашем классном коллективе, к поиску путей преодоления внутренних разногласий и выработке правил поведения по отношению к сверстникам.
После просмотра буктрейлера и обсуждения сюжета, конфликта и героев книги всем участникам разговора были предложены вопросы, касающиеся отношений в классе. Я рада, что диалог состоялся, его участники действительно были и объективными, и откровенными. Убеждена, что эта и подобные книги помогут сплотить коллектив, сблизить детей и взрослых, так как позволяют взглянуть на себя со стороны и задуматься, всегда ли мы правильно общаемся друг с другом.
ПОДЕЛИТЬСЯ: