Размышляя о духовности и вере
В русской литературе существует традиция, рассматриваемая как осмысление христианской сущности человека и православной картины мира. Характерной чертой отечественной литературы всегда было обсуждение таких вопросов, как проблемы духовности, отношения человека с Богом, отмечает Марина КОЗЛОВА, учитель русского языка и литературы школы № 185 Ленинского района Нижнего Новгорода.
Традиции и современность
В послереволюционный период о вере, о Боге, о молитве мы узнавали из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Но далеко не все педагоги стремились обратить внимание учащихся на связь Русской православной церкви, богослужения, рассказов из Библии с главной мыслью, проблематикой произведений русских классиков.
Сегодня ситуация изменилась коренным образом, хотя эти изменения происходили постепенно. Теперь на уроках литературы, обсуждая героев произведений Ф.М. Достоевского, невозможно не говорить о библейских мотивах и образах в творчестве писателя. Читая с учениками «Каменноостровский цикл» А.С. Пушкина, мы говорим о стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны», основная тема которого — значимость искренней молитвы покаяния. Но это произведения классической литературы XIX века.
А как данная тема отражена в современной литературе? Каков сегодня образ священника? Какие произведения современных писателей будут наиболее понятны учащимся? Именно эти вопросы подтолкнули меня к поиску в литературе позитивных образов священнослужителей.
Мое внимание привлекло творчество писателя Виталия Богомолова, он хорошо известен автобиографическим романом «Рубашка на вырост». Но в большей степени интересующая нас тема раскрывается в сборнике «Хлеб с тараканами», где есть рассказы с главными героями — священнослужителями: «Нечистый пол» и «Готовность». Произведения короткие, повествование в них сжато до быстрого пересказа событий. В каждом из этих рассказов священнослужители представлены как обычные, ничем не примечательные люди, со своими сомнениями, страхами, предположениями. Может, именно поэтому они так понятны учащимся.
Неправедные деньги
В рассказе «Нечистый пол» сюжет строится вокруг разговора двух священников: молодого отца Леонида и протоиерея отца Иоанна, настоятеля храма, где служит отец Леонид. Молодой священник имеет привычку рассматривать трещинки в выложенном мрамором полу храма, и каждый раз, глядя на них, он видит странные, «нехорошие» образы. То привидится ему бесенок с рожками, то страшные звери, то старуха, похожая на ведьму. Вот об этих «картинках» отец Леонид и рассказывает отцу Иоанну.
Протоиерей присмотрелся и тоже увидел нехорошие картинки. Оказалось, что деньги на плиты и сам материал для пола дал не кто иной, как Петр Семенович Климовец, который «связан с мафией и в криминальном мире носит кличку Клим». Вот и несколько метров пола выложили плиткой, купленной на деньги Клима и привезенной по его же указанию. Протоиерей уверен, что нехорошие картинки видны, потому что человек, давший деньги на устройство пола в храме, был преступником, грешником, и мысли его были не бескорыстные, а продиктованные желанием получить выгоду от самого Бога: Клим на церковь денег пожертвует, а Бог его и простит за грехи.
Трудно дается решение отцу Иоанну, он объясняет, что священник, отец Василий, который принял деньги на обустройство храма от бандита, уже поплатился за это долгой и мучительной болезнью, и просит отца Леонида никому не рассказывать о случившемся.
Ученики быстро включаются в беседу, высказывают собственное мнение о тематике и проблематике рассказа. Им понятна идея произведения: грех отца Василия был в том, что он взял неправедные деньги у бандита. Сам же священник и поплатился за это.
«Береги честь смолоду»
Герой рассказа «Готовность» — отец Артемий — возвращается вечером после службы через безлюдный пустырь, где его встречают местные бандиты. Отец Артемий сразу понял, что его сейчас будут бить, а может, вообще убьют. А далее автор с психологически выверенной точностью передает мысли священника, потому что мысли эти такие же, как у любого другого человека, стремящегося сохранить себе жизнь:
«Мелькнула малодушно мысль сказать “Нет!”. Обознались, мол, нет, я не тот, за кого вы меня приняли.
И тут же понял: это же отречение. Отказаться, значит, не верить ни в промысел Божий, ни в Самого Бога. Вот оно, испытание-то, какое выпало ему. И, понимая свою обреченность, он ответил, стараясь казаться спокойным:
— Да, я священник, — и добавил, осенив себя широким, старательно правильным крестом: — Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
В этом эпизоде проявляются сила духа молодого священника, его готовность принять побои, смерть, но не совершить отречения. За такой поступок герой получает заступничество Бога: мимо проезжал милицейский патруль и заметил, что кого-то бьют. Милиционеры быстро задержали бандитов. Отец Артемий почти не пострадал.
Безусловно, учащимся комментарии здесь не нужны, им все предельно ясно: сам Господь помог отцу Артемию, не пожелавшему жертвовать самым дорогим — верой.
Творчество В.А. Богомолова самобытно, его рассказы понятны и восьмиклассникам, и ученикам старших классов. Рассказ «Готовность» я обсуждала с ребятами после завершения изучения романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», обращая внимание на общность идеи — всегда беречь свою честь.
Виталий Богомолов исследует важную тему — «вера и безверие». Я уверена, что произведения этого автора помогут учителям литературы в формировании духовно-нравственных ориентиров у учащихся.
ПОДЕЛИТЬСЯ: