Кладовая мудрости: нижегородские предания и легенды
Родная литература. Русская литература. Для подавляющего числа нижегородских школьников эти понятия едины. Родное — то, что связано с Родиной. При этом у учеников возникают ощущение близкого родства с далекими предками, сопричастности описываемым событиям, новое понимание души не просто русского человека, а именно того, кто жил на твоей родной земле, земляка, рассуждает Эльвира ТАЛЕЦКАЯ, учитель русского языка и литературы школы с углубленным изучением отдельных предметов № 85 Сормовского района Нижнего Новгорода.
Интерес к старине
Известно, что нижегородский фольклор привлекал внимание великих мастеров слова с начала XIX века. Страстным собирателем произведений устного народного творчества был писатель П.И. Мельников-Печерский. Свою лепту в это благородное дело внес и В.Г. Короленко. Интересны нижегородские пословицы, записанные нашим земляком Н.А. Добролюбовым. Одни из них популярны до сих пор, другие звучат неожиданно и явно требуют толкования для современных учеников, например: «Новгород Нижний — сосед Москве ближний»; «Бородка нижегородка, а ус макарьевский»; «В Нижнем дома каменные, а люди железные».
Но особенно продуктивной представляется работа на уроке с нижегородскими легендами. Книга, на которую стоит опираться, подбирая тексты для уроков, обязательно должна быть рекомендована ученикам — «Нижегородские предания и легенды» (составитель В.Н. Морохин). Важно, что тексты преданий записаны от сказителей, не отредактированы под современный язык, не пересказаны, то есть сборник дает возможность как бы услышать речь наших далеких предков.
Мордва и русские
Предания можно изучать на разных уровнях: исторического краеведения, красоты языка нижегородского фольклора, отражения истории города в топонимике Нижнего Новгорода. Современный школьник, отвечая на вопрос: где начало, отправная точка в развитии нашего города? — называет Нижегородский кремль. Поэтому в первую очередь посмотрим на предания с точки зрения истории родного края.
Обратим внимание учащихся на то, что история здесь начинается не с 1221 года (основания Нижнего Новгорода), а с рассказа о завладении этой земли русскими. Кто же жил на ней ранее? Почему отдали свою землю русским? Стремясь ответить на эти вопросы, познакомимся с легендами «Дятловы горы» и «Предание об основании Нижнего Новгорода».
В первой из них читаем, что до русских тут жили мордовские племена и если бы потомки Дятла не перессорились, то не пришли бы русские на их землю.
Во второй легенде есть ответ на вопрос: как русские получили эту землю? Жестоко покорив мордву или посредством мирной договоренности? Легенда повествует о том, с каким уважением русский мурза отнесся к иноверцам. Велел поднести им дары в знак доброго отношения и желания мира. И мудрые старики — мордва ответили тем же: послали молодых ребят с ответным угощением. Но съели молодцы угощение, а вместо него принесли русскому мурзе поднос с песком. Неожиданно реагирует на это мурза: «Слава тебе, боже, царю, что отдал в мои руки мордву».
Так по безответственности молодых людей решилась судьба мордвы, жившей на Дятловых горах. Пришлось им отдать родную землю русским, ибо не поняли юноши, что поднос с песком (то есть с землей) символизировал подчинение русским, желание уступить им удобное место, где Ока впадает в Волгу.
Красота для всех
Еще одно предание, на которое хочется обратить внимание, — о строительстве Строгановской церкви. Предлагаем ребятам для сравнения два фото: храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве и Строгановская церковь на улице Рождественской в Нижнем Новгороде. Безусловно, храмы похожи по архитектуре и цветовой гамме. Затем сравниваем легенды об их создании. Несложно увидеть схожие истории, только в нижегородской легенде финал фантастический, потому и минует смерть зодчего. Задаемся вопросом: почему именно об этих храмах существуют похожие предания? Вероятно, их красота воспринималась как волшебная, чудесная, поэтому и появилось предание о чудотворном происхождении строения. Неслучайно в русском языке есть выражение «волшебная красота» — превосходящая возможности человека.
Обращаем внимание на описание Строгановской церкви. Задаем вопрос: для кого создавалась эта красота? Находим ответ: «Все: и стар, и млад, и беден, и богат — любовались храмом». То есть красота, принадлежащая всем. Какие образы в предании противопоставлены? (Строганов, как и Иван Грозный, хочет владеть красотой единолично, а зодчий создает прекрасное для народа.) Предлагаем ребятам ответить на вопрос: какие чувства испытывают нижегородцы, любуясь этим созданием?
И, безусловно, о ценности для школьников фольклора, о формировании интереса к истории и культуре края необходимо говорить и с родителями.
ПОДЕЛИТЬСЯ: