Об учебнике «История средних веков» Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского

В 1961 году состоялся Всесоюзный конкурс учебников по истории для средних школ. Первое место на нем занял учебник «История средних веков», авторами которого были учителя Екатерина Агибалова и Григорий Донской. Хорошо ли мы знаем биографию авторов и историю создания известных учебников? На этот вопрос отвечает Максим ФУРСОВ, учитель истории и обществознания гимназии № 50 Канавинского района Нижнего Новгорода.

«Это наша с тобой биография...»

 

 

Екатерина Васильевна  Агибалова родилась в 1914 году в Туруханском крае, где пожизненную ссылку отбывал ее отец, эсер по партийной принадлежности. Там он работал учителем. В 1938 году она с отличием окончила Харьковский университет, затем аспирантуру этого же университета. Работала преподавателем на кафедре истории средних веков. Во время войны не смогла эвакуироваться из Харькова из-за болезни матери. Ее муж, еврей по национальности, был расстрелян в Дробицком яру. Сама Екатерина Васильевна работала учителем в селе Кочеток, а после окончательного освобождения Харькова вернулась в университет. Но в 1947 году была уволена на основании нахождения на оккупированной территории. В дальнейшем работала учителем в Харькове, в частности в школе № 131. Умерла во Владикавказе в 2000 году.

 

 

Григорий Маркович Донской родился в Иваново-Вознесенске в 1924 году в семье врачей. Его отец в 1930-х годах недолго занимал пост заместителя министра здравоохранения РСФСР, но в 1937 году был репрессирован и расстрелян. В начале Великой Отечественной войны Григорий Маркович оказался вместе с матерью и братом в Актюбинске. Образование офицера по понятным причинам он получить не мог, но и от брони, которую давала работа на заводе, отказался и пошел добровольцем на фронт. А дальше обычная история. Три месяца курсов молодого бойца, 4,5 месяца на Северо-Западном фронте сержантом, где в его руках был противотанковый пулемет Гончарова, и тяжелейшее ранение в живот, после которого стал инвалидом. Ранение получил 23 февраля 1943 года, а из госпиталя был выписан в 1945 году, уже после войны. Из-за очередной операции в 1947 году долгие годы работал лежа. А между тем после войны учился на историческом факультете Харьковского университета, был одним из лучших студентов. Но заняться наукой не смог, не допустили. Стал работать учителем в одной из школ Харькова, да и то не сразу, давали знать себя раны, а только позднее, оправившись от болезни. Был награжден медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны I степени и медалями. Умер в Харькове в 1992 году.

Опередив свое время

Сама идея написания учебника возникла у Е.В. Агибаловой, которая и предложила Г.М. Донскому стать ее соавтором во второй половине 1950-х годов на одном из учительских семинаров. Педагоги начали работу над учебником за полгода до объявления Всесоюзного конкурса. Впоследствии, в 1973 году, учебник также получил Государственную премию СССР, а Агибалова и Донской стали первыми советскими педагогами, удостоенными столь высокой награды. Учебник выдержал более 30 изданий, да и сейчас является основным для 6-го класса по всеобщей истории.

В книге «Целый мир уложить на странице...» (М.: Просвещение, 1992) Донской писал о том, что он не сразу созрел до написания учебника. От предложения Агибаловой до начала работы прошло два года. Смелость автора определило то, что он приступил к написанию учебника в период оттепели. А время, по замечанию Донского, всегда функционально к учебной книге. Также Донской отмечал недостатки предшествовавших учебников: перегруженность фактами, отсутствие иллюстративного материала, излишнюю идеологизацию. Между тем конкурс оказался тем идеальным вариантом, который позволил появиться новым и более интересным учебникам истории. Учебник Агибаловой и Донского — не единственный в этом ряду. Так, учебник Ф.П. Коровкина по истории Древнего мира опередил академический вариант крупного историка С.И. Ковалева.

Донской вспоминал о том, с чего, собственно, все начиналось. С проектирования учебника. В проекте ничего особенного не было. Учебник должен был оказывать воспитательное воздействие на учащихся, последовательно объяснять понятия и причинно-следственные связи, взвешенно и экономно отбирать факты, но описывать их достаточно детально и развернуто, чтобы являться интересным для детей. К большинству элементов учебника (историческим источникам, схемам, таблицам, иллюстрациям) должны быть составлены вопросы и задания, в том числе обобщающего характера. Это кажется естественным для современного учебника, но не было характерно для того времени.

Формировать интерес к истории

В своих воспоминаниях Донской писал о развитии школьника как идее, заложенной при написании учебника. Главными качествами книги должны быть научность, доступность, интерес, наличие развивающих стимулов.

Научность понималась авторами как наличие информации, которая должна быть достаточной, чтобы обеспечить развитие учеников, дать им необходимую ориентацию в жизни. Но не только. Точность, правильное объяснение исторических фактов, явлений и процессов, глубина и логика объяснения исторического процесса — вот научные основы учебника. Но авторы отмечали, что научность должна быть и педагогической, учебник должен быть доступен для детей данного возраста.

Таким образом, важной стороной учебника стала его доступность. Именно доступность и интерес формируют желание и умение приобретать знания. Что такое доступность? Это отбор номенклатурных единиц (терминов, дат, имен), простота, живость и ясность языка, конкретность описания фактов.

Донской также писал о развитии интереса к истории и отмечал, что учебник должен быть занимательным. Это важно, так как именно увлекательность текста стимулирует читательский интерес. Учебник не должен быть сухим и скучным. Как этого достичь?

Ответ прост: показать человека в историческом времени, не только конкретных людей и их деяния, но быт, традиции, жизнь представителей разных сословий. А за этим следует и объяснение. Так решаются вопросы интеллектуальной, эмоциональной и наглядно-образной сторон учебника. Работать на него должны все его составляющие: обложка, шмуцтитулы, заставки, иллюстрации и т. д. Учебник должен стать сценарием урока.

Учебник «История средних веков» Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского используется в образовательных организациях и сейчас. Но как бы на него взглянули теперь авторы?

 

Школа № 1, январь 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN