Воспитываем патриотов

Школа, как социальный институт, своим главным предназначением — обучать и воспитывать — располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа, находящиеся в ней, помогали оживлять учебный процесс, приобщать детей к истории малой родины, прививать им навыки исследовательской деятельности. Это становится возможным на базе школьного музея, привлекая внимание учащихся к изучению семейной родословной, выявлению семейных реликвий, изучению семьи в контексте истории города, страны. Данная работа должна быть поэтапной и проводиться в рамках всей образовательной организации, с целью вовлечения как можно большего числа учащихся, считает Любовь СЕЛЕГЕНЕНКО, учитель истории и обществознания школы № 149 Московского района Нижнего Новгорода.

 

 

Из прошлого в будущее

Музей гимназии № 4 Кстова был создан учителями истории Ниной Николаевной Пахомычевой и Ольгой Борисовной Агентовой. Долгие годы формировалась экспозиция музея, а я продолжила эту работу, но уже в новом формате, когда преподавала здесь.

В процессе реализации социального проекта «Музей гимназии» был создан новый облик школьного музея и четыре основные экспозиции: по природе, истории и промыслам Кстовского района, истории школы.

В рамках внеурочной деятельности есть возможность предоставить обучающемуся большую самостоятельность в выборе темы исследования, которое может дополнять основной предметный курс либо отражать вопросы, не представленные в учебной программе.

От экспоната к исследованию

Объектами проектной и исследовательской деятельности обучающихся стали экспонаты школьного музея.

Так, для исследования «Фотография как исторический источник (на примере фотографий, сделанных в селах Нижегородского уезда: Великий Враг, Работки, Подлёсово, Безводное)» использовались фотографии М.П. Дмитриева. Репродукция его фотографии Великого Врага 1894 года была размещена в центральной части экспозиции; копию фотографии мы заказывали в Государственном архиве аудиовизуальной документации Нижегородской области (ГАрхАДНО).

Во время проведения экскурсий внимание посетителей обращалось на эту фотографию: она интересна тем, что на ней можно увидеть село Великий Враг в конце XIX века и выяснить, как изменился облик населенного пункта более чем за сто лет. Материалы исследовательской деятельности позволили дополнить экскурсию интересными фактами и заинтересовать обучающихся историей изучения родного края. Авторы работы побывали в Русском музее фотографии, многое узнали об истории нижегородской фотографии.

Сундуки из коллекции музея также стали объектом исследования для работы «Изготовление сундуков в Нижегородском уезде». В коллекции музея есть три сундука. Мы узнали больше об особенностях их изготовления; кроме того, выяснили, что сундучное производство было распространено в деревнях Сосновке, Старом Ликееве, селах Новоликееве, Безводном.

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...»

Еще один формат работы с целью изучения культурного наследия Отечества и родного края — организация выставок на базе музея. Здесь также присутствует исследовательский компонент.

Мы организовывали выставку по истории гимназии. Сохранилось много фотографий, публикаций; долгие годы велась летопись школы, тоже ставшая экспонатом музея. Создание подобных экспозиций позволяет сформировать у обучающихся ощущение преемственности и уважения к истории школы, связь поколений.

На базе музея был реализован проект «Вклад семьи в победу в Великой Отечественной войне»; по его итогам была сформирована экспозиция и проводились экскурсии. Пожалуй, в каждой российской семье есть свой герой, но не все об этом знают. Поэтому главными целями проекта стали изучение информации из домашних архивов, проведение опроса среди родственников для поиска материалов об участниках Великой Отечественной войны.

Успешной реализации проекта способствовала активная помощь классных руководителей, родителей обучающихся. Я выступала в качестве куратора данного мероприятия в гимназии, осуществляла контроль, координацию, проводила консультации с учениками, создавала общешкольный банк данных.

Также была сформирована группа, в состав которой вошли члены кружка «Активисты школьного музея»; они помогали в подготовке и оформлении экспозиции, проводили экскурсии.

В результате была подготовлена экспозиция, которая включала материалы о родственниках учеников и учителей гимназии, участвовавших в Великой Отечественной войне. На временное экспонирование были размещены: медали, фотоальбомы, письма, открытки, офицерский планшет.

Семья в истории страны

В ходе подготовки экспозиции и работы с материалами удалось выяснить интересные факты из жизни родственников учащихся. Не единичны случаи, когда герои, рискуя своей жизнью, спасали других. Вот выдержка из одной работы: «Во время боя прапрадедушка был ранен. В этом же бою был ранен командир роты. И будучи сам раненым, прапрадедушка унес раненого командира с поле боя. После этого они попали в госпиталь».

Во многих семьях до сих пор неизвестна судьба их родных: «Прошло три месяца после начала войны, пришло страшное известие. В нем было написано, что мой прадедушка пропал без вести под Ленинградом. Как и при каких условиях он погиб, неизвестно до сих пор».

О тяжелых условиях, в которых находились фронтовики и труженики тыла, мы узнаем из следующего рассказа: «Прадед был пулеметчиком, он вспоминал, что пулеметы были очень тяжелыми, ящики с патронами неприподъемными, оружия не хватало. Одежда рваная, холодная, обувь дырявая».

Полученные материалы были использованы для создания экскурсий и участия в конкурсе исследовательских работ «Моя семья в истории страны».

 

Школа № 1, январь 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Декабрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN