Уроки для души и с душой
Роль школы как никогда актуальна и востребована в воспитании подрастающего поколения. Каждый педагог должен вносить посильный вклад в формирование духовно-нравственной личности учащихся не только на уроках, но и (особенно!) во внеурочной деятельности, утверждает Ирина КАГАНОВА, учитель начальных классов Дивеевской школы.
Воспитать гражданина и патриота
На протяжении десяти лет я реализую данное направление через кружок «Истоки», программу которого адаптировала в соответствии с уникальными историческими особенностями родного села Дивеева.
Цель работы кружка — воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития обучающихся, обеспечивающее присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. Дети в процессе занятий знакомятся с духовным наследием родного края, красотой Дивеевского монастыря, чудесами исцеления и помощи святых источников. Занятия проводятся один раз в неделю. Используются игровые и занимательные формы, экскурсии.
С этого учебного года я начала работать по программе внеурочной деятельности для младших школьников «Уроки для души», созданной Н.Ю. Яшиной, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры начального образования НИРО, и Е.Н. Тимошиной, учителем начальных классов школы № 187 с углубленным изучением отдельных предметов Советского района Нижнего Новгорода. Данная программа открыла для меня новые формы и методы работы с детьми. Курс органично включается в систему духовно-нравственного воспитания в начальной школе, предполагает тесную взаимосвязь с учебными предметами (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и др.), внеурочной деятельностью детей и семейным воспитанием.
Курс рассчитан на четырехгодичный срок обучения. Занятия проводятся по одному часу в неделю в форме кружка, с группой детей до 10—12 человек.
В мире эмоций и чувств
Программа состоит из пяти разделов:
— Раздел «Кто Я?». Знакомство с социальными ролями: школьник, одноклассник, член своей семьи, гражданин своей страны — России, житель планеты Земля.
— Раздел «Какой Я?». Раскрытие личностных, душевных качеств ребенка через развитие способностей самопознания и самовыражения.
Мне памятно первое занятие по этому разделу в 4-м классе. Часто используя в своей среде слово «идеал», стараясь быть похожими на вымышленных героев, дети на самом деле не имеют четкого представление об этом понятии. В начале занятия кого они только ни называли в качестве идеала: Супермена, Человека-паука, персонажей из аниме... Но после того как мы почитали и проанализировали тексты К. Паустовского и Э. Шима, разобрались в своих отношениях к людям, благодаря диагностическому заданию поразмышляли над мудрыми мыслями, представления о собственном идеале у ребят изменились. Зазвучали нотки ответственности, серьезности, честности, доброты.
— Раздел «Я в мире эмоций и чувств». Разнообразие мира эмоций и чувств (этические чувства стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; эстетические чувства радости и восхищения при восприятии красоты окружающего мира, произведений литературы и искусства).
Проводя занятие в 3-м классе по теме «Радость», я поняла, что понятие «радость» абстрактно для учащихся. В силу бедного словарного запаса и недостаточно развитой эмоциональной сферы работа с понятиями давалась им тяжело. На помощь мне пришел мультфильм «Песенка радости», который помог «разбудить» «заснувшие» ассоциации. На этом занятии дети познакомились с новой техникой рисования — пластилиновыми жгутиками.
— Раздел «Я живу среди людей». Ориентация на общечеловеческие ценности, нравственные нормы поведения, принципы гуманного отношения к окружающим.
В 3-м классе на втором занятии «Как сохранить добрые отношения» ученики с помощью анкетирования выясняли: а добрый ли я сам? В результате ребята пришли к выводу: прежде чем рассчитывать получить добро от людей, научись сам дарить им добро не только на словах, но и в виде дел и поступков.
— Раздел «Я живу на Земле». Человек и природа едины. Земля, воздух, вода, огонь, растения, животные, человек — важнейшие проявления жизни на Земле. У ребенка формируется чувство сопричастности к природе, человечеству. Он осознает негативные и позитивные стороны природных стихий, их влияние на жизнь человека.
Данный раздел завершающий. В нем предлагается интересная практика взаимодействия с родителями:
— 2-й класс: выполняемые сообща добрые дела, рисунки и поделки, посвященные одной из природных стихий, изготовление ловушки для ветра, составление списка добрых дел по защите воды в природе;
— 3-й класс: посадка цветов и уход за ними, совместное фото на тему «Необычное в природе», поиск и раскрашивание камешков;
— 4-й класс: проект «Культура народов стран — соседей России», философские беседы детей и родителей о смысле жизни.
Играя, усваиваем нравственные понятия
Мне интересны методы и техники, предложенные составителями программы. Остановлюсь на некоторых:
— Сказкотерапия. Слушание и обсуждение сказок, стихотворений, рассказов духовно-нравственной направленности («Сказ про обиду и прощение» — 4-й класс, «Сказочка о твоем таланте» — 3-й класс).
— Игровые технологии. Различные игры: с правилами, дидактические, сюжетно-ролевые, игры-соревнования («Аплодисменты», «Фея любви», «Любимое дело», «Усмири дракона»).
— Просмотр и анализ мультфильмов («Девочка и мальчик», «Одуванчик», «Песенка радости», «Ссора»).
— Нетрадиционные техники рисования: пальчиком, ладошкой; оттиск пробкой, мятой бумагой (техники фроттаж, грифонаж, рисование на соли «Встреча поросенка и ежика»).
— Арт-терапия. Образно-символическое рисование — изображение эмоциональных состояний и чувств, нравственных понятий (создание коллажа «Я труженик», рисунок «Мое дерево-характер»).
— Технология учебного сотрудничества. Выполнение заданий в паре, группе; коммуникативных заданий по моделированию поведенческой ситуации (например: «Обсудите и предложите, как можно уменьшить душевную боль близкого человека, друга»).
— Прием «философствования» — размышление над вопросом, «разговор по душам» (педагог на основе содержания прослушанных стихов, сказок, притч, просмотренных мультфильмов организует работу по осознанию и принятию нравственных понятий и дел).
Самое главное, что не надо искать подходящие по теме фильмы, литературу, игры. Все это уже имеется в методическом пособии, прилагающемся к программе по каждому классу.
Интересна и структура занятий. Каждое из них продумано до мелочей и начинается с вводной части — приветствия, во время которого создается благоприятная атмосфера общения, определяется тема. В основной части дети согласно предлагаемой тематике просматривают фильмы, слушают литературные произведения духовно-нравственной направленности; затем беседуют, общаются, играют, рисуют. Физкультминутки имеют музыкальную основу. Заключительная часть состоит из рефлексии и ритуала прощания.
Главная задача педагога, работающего по данной программе, — создание психологической атмосферы безопасности и эмоциональной поддержки младшего школьника. Личность учителя, его умение установить контакт и доверительные отношения с ребенком и его родителями особенно важны для реализации программы.
В конце изучения каждого раздела педагог проводит родительские собрания, а в конце каждого учебного года — итоговое занятие с родителями.
Ведущим способом определения воспитательных результатов курса «Уроки для души» для младших школьников является метод наблюдения учителя за детьми в ходе занятий, а также задания диагностического характера, регулярно проводимые педагогом в игровой форме.
ПОДЕЛИТЬСЯ: