Школа и семья — партнеры в воспитании детей

Девизом Зинаиды КОМРАКОВОЙ, учителя начальных классов школы № 187 с углубленным изучением отдельных предметов Советского района Нижнего Новгорода, является фраза: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь».

 

 

Духовное краеведение

В федеральных государственных образовательных стандартах начального образования духовно-нравственное воспитание обозначено одним из главных приоритетов. Цель моей работы, исходя из созданной мною программы по духовно-нравственному воспитанию «Духовное краеведение Нижегородского края», звучит так: «воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свой родной край, историю своей семьи, идентифицирующего себя как нижегородца». Ведущая педагогическая идея: создание условий для формирования духовно-нравственных и патриотических чувств школьника к родному городу и краю на основе материала краеведческого содержания в условиях семьи и школы.

Мною разработаны формы и виды деятельности для достижения поставленной цели: проигрывание жизненных ситуаций, рисование, творческие, проектные работы, фотовыставки, классные часы «Мой район», «Моя улица», беседы «Как человек должен беречь памятники прошлого», «Удивительные места моего района», «Знаменитые люди», «Чужой беды не бывает!» (час доверительного разговора), праздники «День района», «Мой друг», театрализованное представление «Муха-Цокотуха».

Для того чтобы сформировать у ребенка бережное отношение к памятникам прошлого, к народным праздникам, были проведены мероприятия: классные часы «Наша планета — наш дом, береги его!», «Мой Нижний Новгород», «Что я могу сделать для сохранения городских ценностей?»; беседы и проекты «Нижегородский кремль», «Береза — символ России», «Жизнь и быт нижегородцев», «Загляни в семейный альбом», «Кем я могу гордиться в семье»; праздники «Верба — улыбка весны», «Троица — Зеленые Святки».

Духовно-нравственное воспитание, становление личности связаны у ребенка с эмоциями, умением контролировать себя. Поэтому я вместе с одной из мам Марией Дьяченко проводила тематические классные часы «Мои эмоции и работа над ними», где дети изображали, рисовали, придумывали различные эмоции человека, учились подавлять в себе отрицательные эмоции.

Маленькие философы

Также в своей работе я использую метод философствования. В рамках написания сочинений на этические темы учащиеся рассуждают на заданные темы, работают над проектами. Дети представляют любимые места нашего города. Им нравится рассказывать о своей семье, о мамах и папах, о том, какими те были в детстве, о героях войны, составлять генеалогическое древо семьи. В 1-м классе мы рассказываем только про мам и пап, бабушек и дедушек, во 2-м — про родственников мамы, а в 3-м — про родственников папы.

Разрабатывая авторскую программу, большое внимание я уделила именно взаимодействию с родителями. Мною проводятся:

— тематические родительские собрания: 1-й класс — «Мы — родители. Родительский авторитет», 2-й — «Стили семейного воспитания», 3-й — «Кризисы взросления младшего школьника», 4-й — «Перелистывая страницы учебного года»;

— итоговое занятие с родителями в конце года: 1-й класс — «Мы с бабушкой и дедушкой друзья», 2-й — «Я с бабушкой своею дружу давным-давно», 3-й — «Мои маленькие и взрослые родители», 4-й — «Наша дружная семья».

 

 

Действуем сообща

Мы вместе с младшими школьниками и их родителями и детьми участвуем в различных акциях и экскурсиях, например, в экологических акциях «Помоги птицам», «Украсим класс комнатными растениями», «Посадка деревьев», «Береги нашу планету».

Мною была разработана анкета о правильном поведении на природе. Результаты показали, что не все дети правильно смогли ответить на ее вопросы. В итоге была составлена памятка «Как стать другом леса».

Мы являемся постоянными гостями районного реабилитационного центра для пожилых людей и приходим туда с различными концертами и благотворительными акциями (концерты для ветеранов, ко Дню пожилого человека, акции «Доброе сердце», «Варежки для бабушки», «На радость малышам»).

Но наиболее интересными для детей являются экскурсии, на которых они узнают о семейных обычаях и традициях прошлого. Например, в рамках краеведческой программы Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья на Щелоковском хуторе несколько семей летом участвовали в театрализованном празднике «День Ивана Купалы». Я вместе с родителями использую на этих праздниках различные игровые технологии: игры с правилами («Прыжки через костер»), игры-соревнования (эстафета «Русская народная красавица»), подвижные игры («Казаки-разбойники»), сюжетно-ролевые игры («Путешествие в прошлое»).

 

Школа № 1, январь 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN