Форум дефектологов
В Москве с 9 по 10 ноября проходил V Всероссийский съезд дефектологов, организованный Министерством просвещения Российской Федерации. Оператором съезда выступил Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. О представительном форуме рассказывает входившая в состав нижегородской делегации доцент кафедры общей и специальной психологии НИРО, кандидат психологических наук Елена КОЛОТЫГИНА.
Объединяя усилия
На трех площадках: в Институте коррекционной педагогики, Московском педагогическом государственном университете, Российской академии образования — собрались более 400 делегатов из 80 регионов. Нижегородскую область на съезде также представляли: учитель-дефектолог школы № 39 Нижегородского района Нижнего Новгорода Елена Ганина, учитель-дефектолог Центра психолого-педагогической, медицинской и специальной помощи Нижегородской области Ольга Селиванова, директор Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Ирина Бударина, учитель-дефектолог школы № 92 Автозаводского района Нижнего Новгорода Гульназ Юсипова.
Съезд проводился с целями консолидации, сохранения, развития научного и практического потенциала российского дефектологического сообщества, трансляции передовых научных достижений и практико-ориентированных разработок, определения тенденций и перспектив развития российских дефектологических науки и практики.
На пленарных заседаниях, секциях и дискуссионных площадках состоялось обсуждение актуальных вопросов:
— роль научной дефектологии в развитии национальной системы образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
— повышение качества подготовки и квалификации учителей-дефектологов и учителей-логопедов;
— консолидация знаний и лучших профессиональных практик в области дефектологии в целях сохранения и развития научной отрасли;
— межведомственное и междисциплинарное взаимодействие в науке и практике дефектологии;
— возможности и перспективы развития государственно-частного партнерства, сотрудничества с некоммерческими организациями в вопросе создания эффективных моделей специального и инклюзивного образования, психолого-педагогической реабилитации.
На съезде обсуждались основные направления государственной политики в сфере ранней коррекционной помощи дошкольного образования обучающимся с инвалидностью и ОВЗ. Интересными были результаты междисциплинарных исследований в сфере ранней помощи. Рассматривались проблемы сопровождения и поддержки семьи ребенка с ОВЗ, особенности реализации ФАОП дошкольного образования. Большое внимание было уделено подготовке кадров для работы с детьми, имеющими ОВЗ, и особенно учителей-дефектологов.
Наука и практика для особенных детей
В рамках съезда были организованы четыре научно-практические сессии: «Результаты междисциплинарных исследований в сфере ранней помощи», «Семья особого ребенка: сопровождение и поддержка», «Портрет современного дошкольника с ограниченными возможностями здоровья», «Реализация ФАОП дошкольного образования». Конечно, хотелось бы побывать на каждой, потому что темы были актуальными. Несмотря на то что велась онлайн-трансляция (к ней подключились более 3 тысяч участников изо всех регионов России) и запись всех выступлений представлена на сайте Института коррекционной педагогики РАО (материалы съезда см.: https://sd.ikp-rao.ru/), в полной мере принять участие в живой дискуссии, задать и обсудить волнующие вопросы, почувствовать творческую атмосферу, к сожалению, не было возможности.
Мы были на четвертой сессии, где Оксана Приходько, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии, директор Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ, в своем выступлении раскрыла актуальные проблемы ранней помощи детям с ОВЗ и их родителям, отметила необходимость раннего выявления нарушений психофизического развития у детей первых лет жизни. Она подчеркнула значимость в психолого-педагогической диагностике изучения и определения уровня сформированности у ребенка с ОВЗ, инвалидностью основных линий развития: социальной, физической, познавательной. Она также отметила, что в настоящее время в науке и практике необходим специальный диагностический инструментарий, позволяющий выявить нарушения развития не отдельных психических функций, а целостных форм психической активности, в которых происходят развитие и становление личности ребенка, начиная с самых ранних этапов его жизни.
Олеся Югова, кандидат педагогических наук, доцент МГПУ, представила основные методы и приемы, применяемые в диагностике детей первых лет жизни, раскрыла задачи и особенности консультирования, сопровождения семьи ребенка с ОВЗ.
Коррекционно-развивающая помощь необходима
Второй день съезда проходил в павильоне № 57 «Россия — моя история» Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ. Мы посмотрели экспозицию «Просвещение. Десятилетие науки и технологий», где было представлено современное оборудование для образовательных организаций, познакомились с тем, как работает «Кванториум», поучаствовали в познавательном квесте, узнали о центрах «Алые паруса», «Орленок», «Артек», «Океан», «Смена». Затем мы приняли участие в стратегической сессии, которая проходила на главной сцене Российского общества «Знание» и была посвящена сохранению и развитию научно-педагогических школ в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии.
В завершение работы съезда пять его делегатов торжественно наградили памятным знаком «За личный вклад в развитие дефектологии» и 69 делегатов — «За верность профессии». Из Нижегородской области памятным знаком «За верность профессии» была награждена Светлана Орлова, учитель-дефектолог детского сада № 67 компенсирующего вида Дзержинска (на фото).
По итогам проведения съезда была принята резолюция, которая поставила задачи по развитию системы ранней (коррекционной) помощи в едином образовательном пространстве Российской Федерации и выработке стратегически значимых предложений по повышению качества и доступности психолого-педагогической, в том числе коррекционно-развивающей, помощи детям раннего возраста и их семьям.
Проведение подобных съездов необходимо, так как это объединяет специалистов в области образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, способствует их профессиональному росту и развитию, обеспечивая, таким образом, формирование единого научного, образовательного и информационного пространства страны в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
ПОДЕЛИТЬСЯ: