Ушел Учитель...
«23 февраля не стало Мстислава Исааковича Шутана. Трудно поверить, ведь за две недели до этого он провел большую консультацию для экспертов ЕГЭ по русскому языку всей Нижегородской области: объяснял, давал рекомендации, отвечал на вопросы... Трудно поверить в случившееся и мне, потому что полжизни мы общались, дружили и работали вместе, сначала в гимназии № 13, а потом в Нижегородском институте развития образования; и кажется, что он еще рядом: можно позвонить, поболтать о новой книге или фильме, посоветоваться по рабочим вопросам, встретиться на кафедре, которой он руководил после ухода нашего общего Учителя — Людмилы Васильевны Шамрей», — рассказывает Марианна БОРЩЕВСКАЯ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарного образования НИРО.
«Да будет сердце постоянно...»
Мстислав Исаакович отличался завидным постоянством. 15 августа 1957 года он родился в Горьком и всю жизнь прожил в нем. Окончив в 1979 году Горьковский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, он более сорока лет проработал учителем русского языка и литературы в гимназии № 13 Нижегородского района. Был классным руководителем, возглавлял методическое объединение словесников, создал уникальную концепцию филологического образования в гимназии, включавшую нестандартные формы экзаменов, был наставником молодых учителей.
Со студенческих лет он не оставлял научных изысканий в области литературоведения и в 1993 году защитил кандидатскую диссертацию под руководством своего любимого профессора В.А. Грехнева «Роман М.Ю. Лермонтова “Княгиня Лиговская” в контексте русской повествовательной прозы 30-х — середины 40-х годов XIX века».
И все же не строгая академическая стезя, а живая работа с детьми более соответствовала эмоционально отзывчивому характеру Мстислава Исааковича. Неслучайно его ученики с благодарностью вспоминают не только уроки, но и неформальное общение со своим учителем: разговоры о жизни и искусстве, а также потрясающие школьные фестивали поэзии и рока, где читались стихи собственного сочинения, пелись песни на слова гимназистов и их педагога!
Надо признаться, что Мстислав Исаакович не был человеком, замкнутым только в области собственных интересов. Он живо откликался на идеи коллег, принимал участие в экспериментах. Убеждена, что только по-настоящему талантливый человек может разглядеть и оценить талант другого человека — учителя или ученика. И совершенно справедливо он получил звание заслуженного учителя Российской Федерации.
Педагог-наставник
Накопленным опытом преподавания М.И. Шутан делился на открытых уроках, в многочисленных публикациях журналов «Литература» издательского дома «1 сентября», «Литература в школе», «Русский язык в школе», на курсах повышения квалификации НИРО, а в последнее время — на вебинарах, организуемых издательством «Мнемозина» для многочисленной аудитории учителей России.
Этот опыт был систематизирован и послужил основанием для защиты докторской диссертации по методике преподавания литературы «Полифункциональность приемов анализа художественного произведения как основа интенсификации изучения литературы в средней школе». Научным консультантом этой работы была заведующая кафедрой словесности и культурологии НИРО, доктор педагогических наук, профессор Л.В. Шамрей, после ухода которой в 2018 году Мстислав Исаакович принял заведование кафедрой.
Открываю почту своего компьютера и вижу объявление издательства «Мнемозина» с приглашением зарегистрироваться: «25 марта 2024 г. в 15:30 (мск) — перенос с 19.02.2024 г. Работаем по ФРП ООО. Жанр как предмет изучения на уроках литературы в 5—6 классах (на основе учебных пособий под редакцией М.И. Шутана издательства «Мнемозина»). Ведущий: Шутан Мстислав Исаакович, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой гуманитарного образования Нижегородского института развития образования, автор учебно-методических пособий по литературе». И понимаю, что 19 февраля Мстислав Исаакович перенес дату вебинара, а значит, надеялся на жизнь и работу...
Если перечислять только названия публикаций М.И. Шутана, в статье его памяти не хватит места. Назову только некоторые: он один из авторов учебника литературы для 10-го класса и методического пособия (издательство «Просвещение»), автор книг «Поэтика русской литературы. Филологические очерки», «Работа с концептами на обобщающем уроке литературы», «Изучение литературного произведения в современной школе», «14 встреч с русской лирической поэзией», «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в школе. Встреча двух методик», а также практикумов по орфографии, пунктуации и культуре речи для старшеклассников.
«Это — жизнь!»
О том, что Мстислав Исаакович писал стихи, знали многие. Особенно это ценили его ученики, ведь это высший акт доверия и признания их как личностей, если учитель читает ученикам свои стихи, а значит, раскрывает им что-то особенное, глубоко пережитое, даже, может быть, тайное. Причем им писались самые разные стихи: о музыке, о любви, о нашем непростом времени, о прочитанных произведениях, о своем призвании учителя. Теперь человек ушел, а его книги, ученики, стихи остались.
Мне вспоминаются строки А.А.Ахматовой: «Когда человек умирает, / изменяются его портреты. / По-другому глаза глядят, и губы / улыбаются другой улыбкой...» Перечитывая сегодня стихотворения Мстислава Исааковича, обнаруживаю в них новые смыслы, которых не видела, не ощущала ранее, а теперь они проступили в них, словно поднялись со дна, чтобы что-то объяснить, не до конца понимаемое нами, живыми. Эти стихи по-новому говорят со мной:
Никогда не спотыкался —
никогда!
Тек по руслу, растекался,
как вода.
Вот и новые просторы
отхватил:
всё в мажоры и миноры
превратил.
Клавиш легкое журчанье
на века!
Ненавистно мне молчанье:
я ж река!
...Попади в само теченье —
попади!
Не обуздывай влеченье —
пропади!
Волны слету обгоняя,
освежись!
Это — музыка, родная,
это — жизнь!
По теченью ножкой смело —
раз и два!
Ты уже не дух и тело —
ты вода!
Мошкара нахально вьется.
Ну дает!
По воде лихое солнце
жаром бьет!
ПОДЕЛИТЬСЯ: