Шумовой оркестр в инклюзивном образовательном процессе
В последние годы специальные психология и педагогика в значительной степени стали ориентироваться на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной, культурной личности ребенка с особыми образовательными потребностями, утверждает Ирина ГИЕВАЯ-КРАМЕР, педагог дополнительного образования Центра детского творчества Сормовского района Нижнего Новгорода.
Особенные музыканты
Шумовой оркестр — один из наиболее доступных коррекционно-развивающих видов творчества в детском возрасте. Игра на музыкальных инструментах, используемых в шумовом оркестре, доставляет детям радость музыкального творчества, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, мелкую моторику, речь, координацию движений, познавательную, волевую сферу. Совместная игра в оркестре способствует эмоционально-эстетическому удовлетворению, преодолению скованности, неуверенности в себе, формированию умения передавать чувства, творческой инициативы, самостоятельности, помогает ребенку быть в разных ролях: как активного слушателя, так и исполнителя.
В процессе обучения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья возникают определенные сложности. У таких детей страдает не только физическое, но и эмоциональное развитие, имеются трудности в освоении окружающего мира. Педагог, работающий с такими ребятами, сталкивается с их страхами, плаксивостью, тревожностью, замкнутостью и неуверенностью. Почти все воспитанники с ОВЗ не могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления от прослушанного произведения.
Для наиболее эффективного обучения ребенка с особыми образовательными потребностями игре в шумовом оркестре в инклюзивном образовательном процессе необходимо придерживаться разных технологий и методов, адаптированных под потребности каждого учащегося, учитывая уровень его физического и психического здоровья.
Этапы организации совместной игры
Первым этапом в технологии организации совместной игры в шумовом оркестре детей с разными образовательными потребностями являются консультация родителей (законных представителей) и входящая диагностика ребенка, направленная на определение уровня развития у него музыкально-ритмических способностей и социальных навыков. Полученные результаты применяются для разработки индивидуального маршрута обучения.
Основной этап — организация и проведение занятий. Каждое занятие в шумовом оркестре построено на основе музыкально-ритмической игры. Под аккомпанемент фортепиано, инструментальной музыки (аудиозаписи) дети с радостью шумят на трещотках, бубнах, треугольниках, маракасах и других инструментах. Это маленькое путешествие в мир удивительных музыкальных и шумовых звуков. Разнообразный дидактический материал, пособия, игры, инструменты удобно размещены и доступны каждому ребенку с особыми образовательными потребностями.
Шумы и звуки на занятии
С точки зрения инклюзивной практики любое занятие строится следующим образом:
1. Приветствие (логоритмическая игра).
2. Дыхательная гимнастика.
3. Пальчиковая гимнастика, ритмические движения под музыку, игры.
4. Разучивание простейшего музыкально-ритмического материала (ритмический рисунок).
5. Знакомство, повторение и закрепление элементов музыкальной грамоты (длительности, размеры 2/4, 3/4, 4/4).
6. Разучивание партий (индивидуальная работа с каждым ребенком).
7. Игра в ансамбле на шумовых инструментах.
Для достижения положительной динамики на занятиях используются традиционные методы обучения: практический, наглядный, словесный, игровой, работа с дидактическим материалом, видеоматериалом, шумовыми инструментами. Их применение способствует первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию знаний, выполняет обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую и контрольно-коррекционную функции.
В период адаптации учащегося на занятиях присутствуют педагог-психолог, родители (законные представители), которые, при необходимости, могут помочь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в передвижении по кабинету, а также в выполнении заданий. Кроме того, родители сами узнают много нового для себя и учатся приемам взаимодействия с ребенком, наблюдают динамику его развития.
Достигнутые результаты
Последним этапом технологии организации совместной игры в шумовом оркестре детей с разными образовательными потребностями является исходящая диагностика, направленная на определение уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Диагностическое исследование может быть организовано в виде открытого занятия или концерта с приглашением родителей (законных представителей).
Для многих детей с ОВЗ и детей с разными образовательными потребностями игра в шумовом оркестре — это средство преодоления «барьера неполноценности», скованности, неуверенности в себе, формирования умения передать чувства, развития музыкальной, ритмической памяти, творческой инициативы, внимания. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами и заинтересованность ребят являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.
ПОДЕЛИТЬСЯ: