Шумовой оркестр в инклюзивном образовательном процессе

В последние годы специальные психология и педагогика в значительной степени стали ориентироваться на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной, культурной личности ребенка с особыми образовательными потребностями, утверждает Ирина ГИЕВАЯ-КРАМЕР, педагог дополнительного образования Центра детского творчества Сормовского района Нижнего Новгорода.

 

 

Особенные музыканты

Шумовой оркестр — один из наиболее доступных коррекционно-развивающих видов творчества в детском возрасте. Игра на музыкальных инструментах, используемых в шумовом оркестре, доставляет детям радость музыкального творчества, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, мелкую моторику, речь, координацию движений, познавательную, волевую сферу. Совместная игра в оркестре способствует эмоционально-эстетическому удовлетворению, преодолению скованности, неуверенности в себе, формированию умения передавать чувства, творческой инициативы, самостоятельности, помогает ребенку быть в разных ролях: как активного слушателя, так и исполнителя.

В процессе обучения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья возникают определенные сложности. У таких детей страдает не только физическое, но и эмоциональное развитие, имеются трудности в освоении окружающего мира. Педагог, работающий с такими ребятами, сталкивается с их страхами, плаксивостью, тревожностью, замкнутостью и неуверенностью. Почти все воспитанники с ОВЗ не могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления от прослушанного произведения.

Для наиболее эффективного обучения ребенка с особыми образовательными потребностями игре в шумовом оркестре в инклюзивном образовательном процессе необходимо придерживаться разных технологий и методов, адаптированных под потребности каждого учащегося, учитывая уровень его физического и психического здоровья.

Этапы организации совместной игры

Первым этапом в технологии организации совместной игры в шумовом оркестре детей с разными образовательными потребностями являются консультация родителей (законных представителей) и входящая диагностика ребенка, направленная на определение уровня развития у него музыкально-ритмических способностей и социальных навыков. Полученные результаты применяются для разработки индивидуального маршрута обучения.

Основной этап — организация и проведение занятий. Каждое занятие в шумовом оркестре построено на основе музыкально-ритмической игры. Под аккомпанемент фортепиано, инструментальной музыки (аудиозаписи) дети с радостью шумят на трещотках, бубнах, треугольниках, маракасах и других инструментах. Это маленькое путешествие в мир удивительных музыкальных и шумовых звуков. Разнообразный дидактический материал, пособия, игры, инструменты удобно размещены и доступны каждому ребенку с особыми образовательными потребностями.

Шумы и звуки на занятии

С точки зрения инклюзивной практики любое занятие строится следующим образом:

1. Приветствие (логоритмическая игра).

2. Дыхательная гимнастика.

3. Пальчиковая гимнастика, ритмические движения под музыку, игры.

4. Разучивание простейшего музыкально-ритмического материала (ритмический рисунок).

5. Знакомство, повторение и закрепление элементов музыкальной грамоты (длительности, размеры 2/4, 3/4, 4/4).

6. Разучивание партий (индивидуальная работа с каждым ребенком).

7. Игра в ансамбле на шумовых инструментах.

Для достижения положительной динамики на занятиях используются традиционные методы обучения: практический, наглядный, словесный, игровой, работа с дидактическим материалом, видеоматериалом, шумовыми инструментами. Их применение способствует первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию знаний, выполняет обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую и контрольно-коррекционную функции.

В период адаптации учащегося на занятиях присутствуют педагог-психолог, родители (законные представители), которые, при необходимости, могут помочь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в передвижении по кабинету, а также в выполнении заданий. Кроме того, родители сами узнают много нового для себя и учатся приемам взаимодействия с ребенком, наблюдают динамику его развития.

Достигнутые результаты

Последним этапом технологии организации совместной игры в шумовом оркестре детей с разными образовательными потребностями является исходящая диагностика, направленная на определение уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Диагностическое исследование может быть организовано в виде открытого занятия или концерта с приглашением родителей (законных представителей).

Для многих детей с ОВЗ и детей с разными образовательными потребностями игра в шумовом оркестре — это средство преодоления «барьера неполноценности», скованности, неуверенности в себе, формирования умения передать чувства, развития музыкальной, ритмической памяти, творческой инициативы, внимания. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами и заинтересованность ребят являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

 

Школа № 3, март 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN