«Зачем мне изучать биологию?»
Инновации в образовании необходимы и неизбежны. Их рассматривают как характеристику обучения, имеющего социально значимый результат. Инновации должны найти отражение в формах и методах обучения, научной организации и оснащенности учебного процесса современными научно-техническими средствами, а также в образовательных технологиях, идеях, направлениях. Инновационные технологии позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло, рассуждает Юлия ДРАНКИНА, учитель биологии школы с. п. Селекционной станции Кстовского округа.
Инновации в образовании
Среди технологий, представляющих инновации в образовании, можно привести следующие: проектная деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии, исследовательская деятельность, информационно-коммуникативное обучение, функциональная грамотность.
Главной целью инновационных технологий в образовании являются качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой, подготовка к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ученика и их реализацию.
Задачи современного образования — мотивировать личность на взвешенное, адекватное приобретение знаний, умений, необходимых для дальнейшего общекультурного и профессионального развития, которое позволило бы удовлетворить личные потребности членов общества без ущерба для последнего; сформировать способность применять приобретенные знания, умения и навыки для разрешения жизненных ситуаций в различных сферах.
Естественно-научная грамотность на уроках биологии
Хотя бы один раз, но каждому из нас ученик задавал вопрос: «А зачем мне это учить? Как мне эта физика/химия/биология может пригодиться в жизни?» Действительно, заученные формулы вряд ли сыграют в жизни каждого человека какую-то роль. А вот умение применять знания в повседневной жизни — да.
В своей практике я стараюсь использовать все инновационные технологии. Одна из них — задания на формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии. Данные задания связаны с практическим применением знаний по предмету в конкретных жизненных ситуациях.
Приведу пример такого задания — «Тепло и холод в жизни растения»:
«Настя провела эксперимент. Когда температура воздуха поднялась до 10—12 °C, она взяла семена салата и огурца и посадила часть семян на грядке, а другую часть в горшочках и поставила их на подоконнике дома. Настя наблюдала за всходами и поливала их при необходимости. Всю неделю температура воздуха на улице была около 10—12° C. Настя заметила, что в горшочках семена салата и семена огурца проросли, а на грядке взошли только семена салата».
Задание: прочитайте текст и рассмотрите рисунки. Запишите свой ответ на вопрос: «Какую гипотезу (предположение) проверяла Настя в этом эксперименте?»
Подобные задания ориентированы на применение знаний в жизни, это именно то, что понадобится ученику после окончания школы. Заученные формулы вряд ли могут пригодиться каждому человеку, а вот умение применить знание на практике, биологические знания помогают нам постоянно в нашей повседневной жизни бороться с бактериями, добывать пищу, строить жилища. Именно поэтому биология — одна из самых важных наук, законы которой мы можем наблюдать воочию на протяжении всей жизни.
Полезные знания
Приведу самый простой пример из жизни: вред курения. Сейчас многие люди стараются отказаться от этой пагубной привычки и сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, понимая, что никотин и смолы загрязняют легкие, портят сосуды. А еще сто-двести лет назад люди не понимали зависимости между болезнями сердечно-сосудистой системы и легких и табакокурения.
Или же пример с повышенной температурой тела во время болезни. Каждый знает, что если температура повышается и человек заболевает, то организму требуется пить больше воды, чтобы пропотеть и снизить температуру. Данную цепочку мы узнаем еще малышами от своих мам и помним всю жизнь. Это важнейший механизм терморегуляции человеческого организма, знание которого помогает нам стравляться с болезнями.
Для того чтобы ребенок понимал, зачем ему необходимы знания, нужно помочь ему сопоставить их и жизнь человека.
В современном образовании учитель не является единственным источником информации для детей, а если говорить честно, то основным источником информации сейчас является интернет. Наша основная задача сегодня — создать условия для становления у обучающихся умений выбирать, сортировать, грамотно применять полученную информацию. И все это помогают развивать задания по формированию функциональной грамотности в совокупности: естественно-научная, читательская, математическая, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
ПОДЕЛИТЬСЯ: