Аутизм — не приговор

В современном мире становится все больше детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Это дети, которые постоянно нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. В коррекционной работе с ними недостаточно использовать традиционные технологии. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приемов. Екатерина МЕЛЬНИКОВА, учитель-дефектолог школы № 7 Павлова, развивая познавательную сферу младших школьников с РАС, применяет современные методики, такие как кинезиология, ментальные карты и эйдетика.

 

 

В движении жизнь

Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение. В данный блок включаются игры и упражнения, в процессе которых действия выполняются обеими руками одновременно.

К таким играм можно отнести зеркальное рисование. Детям предлагается начать рисовать на белом листе бумаги сразу двумя руками зеркально-симметричные рисунки. Аналогично производятся рисунки и на песке.

Также я использую пособие «Прозрачный мольберт». Он представляет собой небьющееся прозрачное стекло в раме, которое можно поставить на стол. Ребенок с помощью краски и кисточек рисует одновременно двумя руками, только не на листе, а на стеклянном мольберте. Мы начинали рисовать с самых простых узоров, потом переходили к более сложным.

При выполнении данного задания расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий головного мозга синхронизируется, заметно повышается эффективность работы всего мозга.

«Левая, правая, где сторона?»

Кроме того, я применяю в своей деятельности следующие дидактические пособия:

Межполушарные доски. Представляют собой различные лабиринты в зеркальном отражении. Детям предлагается пройти лабиринты синхронно, работая двумя руками одновременно. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, «просыпаются» ранее не активные участки головного мозга.

Межполушарные дорожки. Представляют собой зеркально выполненные из различных подручных материалов (пуговицы, трубочки, колечки и пр.) дорожки для пальчиков, которые ребенок должен пройти двумя руками одновременно.

Межполушарные балансиры-лабиринты. Цель данного пособия — развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, баланса, что также влияет на правое и левое полушария мозга, и как следствие — улучшение познавательных процессов.

Межполушарные планшеты. Дети с интересом выполняют задания с помощью данных планшетов: создание узоров при помощи цветных резинок, камешков. Условие прежнее — работа двумя руками одновременно.

Межполушарные прописи и дидактическое пособие «Нейрошагалочка» — используются для отработки ритма и переключаемости внимания.

Во время выполнения таких упражнений активизируется деятельность головного мозга в целом, тренируется периферическое поле зрения, расслабляются мышцы глаз, что способствует укреплению зрения.

Любите гимнастику!

Эффективным является применение кинезиологической гимнастики. Мною составлены картотеки кинезиологических упражнений:

Пальчиковые кинезиологические упражнения. Одним из них стало «Кулак — ребро — ладонь». Ребенку показываются несколько положений руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Задача ученика — повторить эти положения двумя руками одновременно.

Дыхательные упражнения. Например, упражнение «Свеча», где учащемуся предлагается сделать глубокий вдох и постараться одним выдохом задуть воображаемую свечу. Затем сделать глубокий вдох и задуть пять воображаемых свечей маленькими порциями воздуха.

Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются мышечные зажимы.

Кинезиологические упражнения для координации работы глаз и рук. Данные упражнения не только помогают повысить степень интеграции глаз и рук, но и значительно улучшают познавательные процессы.

Кинезиологические упражнения для интеграции визуальной и аудиальной модальностей. Так, ребенку предлагается нарисовать в воздухе одновременно двумя руками в зеркальном отражении фигуру, которую необходимо запомнить. Одновременно с промахиванием следует проговорить эту же информацию.

Как запомнить информацию

Применение ментальных карт (интеллект-карт) — это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется их мышление.

На начальном этапе мы знакомились с готовыми интеллект-картами, затем заполняли пустые квадратики. Самым сложным этапом было самостоятельное рисование ментальной карты.

Эйдетика — это методика обучения, которая повышает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, развивает воображение.

Одним из заданий стала игра «Снеговик». Ребенку предлагалось рассмотреть изображение снеговика, затем картинка накрывалась белым листом бумаги и задавались наводящие вопросы: Есть ли у снеговика варежки? Какого они цвета? Какого цвета ведро у снеговика? и т. д. Ученик при помощи наводящих вопросов смог вспомнить, что было изображено на картинке.

Для развития ассоциативного мышления я также активно использую друдлы (загадка-головоломка, рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это). Друдлы — это картинки с изображением разных форм, которые иногда кажутся довольно абстрактными. Каждая картинка является как бы игрой, в ходе которой ребенку предлагается придумать, что изображено на рисунке.

 

Школа № 3, март 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN