Мир эмоций на уроках литературного чтения
Нелли НАЗАРЯН, учитель начальных классов школы № 55 Канавинского района Нижнего Новгорода, рассказывает, каким образом литературные произведения могут стать инструментом формирования эмоционального интеллекта у учащихся 1—4-х классов.
Эмоции — важный фактор развития личности ребенка
Эмоциональный интеллект, понимаемый как способность распознавать, понимать и управлять собственными эмоциями, а также эмоциями других людей, играет ключевую роль в становлении характера и развитии личности ребенка. И возрастной период от 6 до 10 лет (начальная школа) особенно важен для формирования эмоционального интеллекта.
У учеников своего 2 «г» класса (их у меня 26) я начала развивать эмоциональный интеллект уже с 1-го класса. Вначале мы с детьми учились понимать эмоции: рисовали собственную эмоцию, определяли эмоцию одноклассника, создавали коробочку эмоций каждого дня, пробовали выражать свои чувства и желания при помощи слов: Я чувствую, что...; Я хотел(а) бы.... Затем определяли эмоции и чувства литературных персонажей.
Учитель может стать ключевой фигурой в процессе развития эмоционального интеллекта, а именно воспитывать в учениках чувствительность, отзывчивость, доброту, симпатию и мораль, используя специальные педагогические методы и технологии.
Сказкотерапия в действии
На уроках литературного чтения я использую такие сказочные произведения, как «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери или «Как зверица и птица дружили» Юрия Дружкова. Эти книги поднимают темы дружбы, эмпатии, понимания и важности уважения чувств других.
Доброта и симпатия — ключевые аспекты эмоционального интеллекта. Через произведения искусства дети начинают понимать, что доброта — это не только желание делать добро, но и способность воспринимать и ценить доброту в других. Примером такого произведения для меня служит сказка «Золушка» или симфоническая сказка «Петя и волк» Сергея Прокофьева. Мы с ребятами обсуждаем добрые поступки героев, их взаимоотношения и влияние на развитие сюжета.
Нравственные примеры в сказках Г.Х. Андерсена
В своей практике я использую уникальную программу, основанную на сказках Ганса Христиана Андерсена. Произведения этого автора богаты моральными уроками и эмоциональными моментами. С моими учениками, начиная с 1-го класса, каждый месяц мы изучаем новую сказку Г.Х. Андерсена: «Снежная королева», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Дикие лебеди», «Гадкий утенок»... Обсуждаем прочитанную сказку в классе и выполняем разнообразные задания, проводим викторины, квесты, связанные с главными персонажами, их эмоциями и чувствами.
Вот уже несколько поколений моих учеников с 1-го по 4-й класс воспитываются по этой программе. Результаты впечатляют: ребята не только становятся более чувствительными и добрыми, но и лучше понимают эмоции других людей.
Литература и чтение формируют ценности
Рассказы о честности, человечности и том, что правильно, а что неправильно, могут оставить глубокий след в душе ребенка. Я использую такие произведения, как «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен или «Как Петя Пяточкин слоников ходил покупать» Эльдара Рязанова, чтобы обсудить эти моральные ценности с детьми и помочь им понять их важность в повседневной жизни.
На уроках чтения я организую круговые беседы, в ходе которых учащиеся делятся своими эмоциональными реакциями на произведение, выражают собственное мнение и анализируют действия персонажей. Это способствует развитию способности к самовыражению, пониманию разных точек зрения и чувств других, эмпатии.
Ролевые игры и драматизации также могут быть эффективными методами развития эмоционального интеллекта. Мы с второклассниками ставим спектакли, где они, исполняя роли персонажей, переживают их эмоции и чувства. Кроме того, дети развивают ораторские и актерские способности.
Дневник персонажа и «читающий дневник»
Для развития эмоционального интеллекта я даю учащимся творческие задания, такие как создание дневника персонажа. Младший школьник, ведя дневник, каждый раз «превращаясь» в нового героя, начинает чувствовать, жить и действовать, как этот персонаж.
«Читающий дневник» — это инструмент, который помогает детям отслеживать собственные эмоции и реакции на литературные произведения. Мои ученики начали вести дневники, в которых описывают свои эмоции, мысли и впечатления от прочитанных текстов. К концу учебного года у каждого второклассника будет своя книга впечатлений.
Любимое занятие для ребят — сочинять концовки для сказок и рассказов. Такие творческие проекты способствуют развитию креативного мышления и способности к предвидению эмоциональных реакций.
Я считаю уроки литературного чтения чрезвычайно важными в формировании эмоционального интеллекта учеников начальной школы. В настоящее время продолжаются исследования в области развития и совершенствования данного вида интеллекта. Это создаст более эмпатичное, толерантное и гармоничное общество, в котором каждый ребенок сможет расти и развиваться не только интеллектуально, но и эмоционально.
ПОДЕЛИТЬСЯ: