«Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка...»
Физические качества включают быстроту, выносливость, силу, гибкость и ловкость. Образовательный и воспитательный потенциал школы предлагает различные формы взаимодействия для развития физических качеств, такие как урочная и внеурочная деятельность, дополнительное образование. Ольга СУВОРОВА, учитель физической культуры школы № 81 Сормовского района Нижнего Новгорода, делится своим опытом развития физических качеств у обучающихся.
Калейдоскоп творческих идей
Осуществляя педагогическую деятельность, я, конечно же, использую весь образовательный потенциал, совмещая всевозможные формы взаимодействия с ребенком. Но возникает вопрос: как же заинтересовать каждого? Как сделать так, чтобы я как учитель была полезной каждому? Как развить все пять физических качеств у всех детей?
Свою работу я вижу в форме калейдоскопа. Правильное применение приемов поможет из отдельных фрагментов составить красивую, яркую картину, наполненную глубоким смыслом.
Итак, прием первый — «Предметно-методические подсказки». Я прихожу на занятие с сундучком. Он всегда лежит в доступном месте, и ребята могут самостоятельно туда заглянуть, чтобы высказать свои догадки: чем же сегодня мы будем заниматься на уроке? В сундучке находятся предметы-подсказки, которые мы используем во время проведения занятия. Они помогают детям провести ассоциации, с помощью которых запоминание техники выполнения какого-либо элемента будет эффективнее. Например: с чем мы можем сравнить в волейболе прием мяча сверху?
«Тарелка с супом»! В сумке с подсказками в день отработки этого элемента будет лежать тарелка, к сожалению, без супа, но все же... Дети представляют, что данный предмет нужно держать над головой: соответственно сохраняется правильное положение основных пальцев (большого и указательного), в то же время пальцы развернуты так, чтобы тарелка, то есть мяч, находилась над собой. Если пальцы опустить, то «суп» выльется, а мяч полетит в ненужном направлении (вниз или вперед), это приведет к потере шанса сделать хороший прием.
Чтобы познакомить ученика со «стойкой волейболиста», примером наглядности может стать игрушка или видеофрагмент с обезьянкой, не способной усидеть на одном месте. Изучая стойку, можно вспомнить про краба, который мечется по игровому полю, пытаясь отобрать мяч и забить гол.
«Близко — далеко: от простого к сложному» — так называется следующий прием. С ним знаком каждый педагог. В ходе занятия, на котором мы с ребятами изучаем спортивные игры, дистанция между игроками становится все дальше и дальше. Сначала работают только руки, потом добавляем ноги, затем двигаясь все дальше, и добавляем еще упражнения, чтобы добиться нужного результата. Таким образом, выполнение задания усложняется, передачи становятся более качественными, приобретаются навыки игры.
Мои незаменимые помощники
Какова роль ученика на моем уроке? Для меня, в первую очередь, учащийся — это помощник. Думаю, всем хорошо известна истина: объясняя что-то другому, ты получаешь возможность еще раз разобраться в вопросе, скорее всего, взглянув на него с другой стороны. Ребенок, хорошо выполняющий элемент спортивной игры, получает возможность помочь своему товарищу, таким образом, закрепив этот элемент еще раз, почувствовав свою значимость в образовательном процессе.
Прием «Ученик-помощник», о котором шла речь, тесно связан с еще одним приемом — «Лист педагога». Уроку физической культуры, как правило, свойственен высокий темп. Помочь учителю зафиксировать приобретенные на занятии умения могут «ученики-помощники». Их задача: работая в группе, а именно наблюдая за другими игроками, заполнить простой лист наблюдения, мы его называем «Данетки». Ученик-помощник вписывает фамилии одноклассников, с которыми работает в группе, а затем рядом с вопросом фиксирует: получилось выполнение элемента или нет. «Лист педагога» ценен для меня, так дает большую подсказку в направлении дальнейшей деятельности.
У каждого своя роль
«Деловая игра» — казалось бы, прием, который не имеет ничего общего с преподаваемым мною предметом. Но каждая спортивная игра предполагает наличие той или иной роли, в которой выступает каждый игрок. Возможность с практической (на начальном уровне) и теоретической точек зрения изучить и примерить на себя роль либеро (свободного), нападающего, пасующего получает каждый ученик во время урока. В качестве домашнего задания учащиеся могут составить кроссворд, филворд, подготовить небольшую зарисовку.
Более глубоко роль раскрывается на практике уже в рамках дополнительного образования. Такой прием — отличный способ привлечения к занятию всех детей без исключения. Ребята, имеющие освобождение, могут быть отличными теоретиками игры. Во время школьных соревнований они получают роль судей.
Работая с классом, любой педагог отмечает учеников, которые имеют высокие способности в изучении преподаваемого предмета. Прием «Классная команда» позволяет мотивировать детей к более глубокому изучению того или иного вида спортивной игры, что приведет к еще более высоким результатам развития физических качеств. На уроках физкультуры в каждом классе образуется «классная команда» — коллектив учащихся, показавших хороший результат применения на практике правил спортивных игр. Именно они представляют класс на школьных соревнованиях.
Мы — команда!
Любая деятельность заставляет человека встретиться с успехом и неудачей. «Мотивационные встречи» — прием, который целесообразнее использовать как на уроках (в мини-формате), так и в рамках внеурочной деятельности, он поможет развить у школьников интерес к изучаемой спортивной игре. К мотивационным относятся и реальные встречи с представителями спорта, действующими игроками, тренерами. При проведении собственных игр в качестве зрителей и соперников мы приглашаем родителей, друзей, участников команд других школ.
Спортивная игра — это набор сложных элементов, правильное выполнение которых приводит сплоченную команду к победе. Например, волейбол. На поле находятся шесть игроков одной команды, цель которой — правильно выполнять и сочетать такие элементы, как прием, передача (пас), блок, нападающий удар, подача. Не каждый взрослый сможет продемонстрировать перечисленные элементы правильно с первого раза, выполняя их по отдельности, не сочетая. В работе с любым детским (открою тайну, и не детским) коллективом я использую прием «Правило шести повторений». Только после шести повторений в коре головного мозга формируется знание, поэтому в рамках занятий физической культурой эффективнее все элементы повторять не менее шести раз.
ПОДЕЛИТЬСЯ: