«Есть одна у летчика мечта — высота!»
Антонина ТЮМИНА, учитель истории Никольской основной школы Арзамасского округа, рассказывает о Петре Васильевиче Солдатове — известном советском летчике, уроженце юга Нижегородчины.
Летчики после установления двух мировых рекордов в одном полете,
12 июля 1961 г. (П.В. Солдатов четвертый слева)
Личность в судьбе страны
Как-то во время работы летнего пришкольного лагеря к нам приехали гости из села Ковакса с интересным краеведческим материалом. Они поведали детям о своих земляках — участниках Великой Отечественной войны, о захоронении на сельском кладбище сбитых над населенным пунктом летчиков и о местном летчике, который участвовал в знаменитом полете Н.С. Хрущева в Америку накануне Карибского кризиса. Меня как учителя истории заинтересовал и даже удивил эпизод с летчиком — в нашем лесном крае, в глухой провинции, и вдруг такая личность!
Далее, совершенно неожиданно, его родственники позвонили директору нашей школы, предложили для использования семейный архив и попросили оформить стенд для сельской библиотеки и школы. И уже по поручению директора совместно с учащимися — участниками творческого краеведческого объединения «Я — гражданин России» мы стали изучать семейный архив, воспоминания родных, фотографии, газеты, открывая новые страницы жизни нашего героя.
По итогам проделанной работы в нашей школе и библиотеке села Ковакса появились стенды о знаменитом земляке. Просьба родственников была выполнена, а мы получили возможность использовать полученный материал во внеурочной и исследовательской деятельности. С Дмитрием Шеметовым, учеником класса, где я являлась классным руководителем, по данному материалу была подготовлена исследовательская работа на областной творческий конкурс для студентов и школьников «Нижегородское Поволжье в исторической судьбе России», и по итогам участия в нем был получен диплом 2-й степени.
Все начинается с детства
30-е годы прошлого века... О чем могли мечтать жившие тогда деревенские мальчишки? Трудно представить, что о небе и самолетах! Но ведь жил такой парень в Коваксе, который мечтал покорить небо. Мало кто знал об этой профессии в те времена. Однако наш земляк — Петр Васильевич Солдатов — стал первым в нашем крае пилотом, который не просто летал, а был инструктором, первым освоил реактивные самолеты гражданской авиации, вошел в историю как пилот, участвовавший в историческом полете Н.С. Хрущева в 1960 году в США на первом реактивном самолете Ту-114.
Петр Васильевич родился 19 октября 1919 года. Его родня по материнской линии попала под раскулачивание, и шансов «пробиться в люди» у мальчика практически не было. Но Петр не привык сдаваться перед трудностями. И родители поддержали его в стремлении учиться. А путь к знаниям был ох каким нелегким! В семье было шестеро детей: пятеро дочерей и один сын — Петр. В сельской школе было только четыре класса, но Петя Солдатов с самого раннего детства мечтал стать летчиком. Вспоминая свое детство, рассказывал, как сквозь утреннюю темень он — маленький мальчик — бежал до полустанка Костылиха: «Бегу и плачу, бегу и плачу, но бегу...»
Самостоятельность, ответственность, целеустремленность помогали ему идти к своей мечте. Хороший пример для современных подростков! Транспортного сообщения с Арзамасом не было, и Петр ходил пешком от Коваксы до станции Костылиха (6 км), садился на поезд и ехал в Чернуху на учебу (30 км). В понедельник ночью мама Екатерина Васильевна будила его, давала ему половину буханки хлеба и пять копеек на молоко. Жил, по договоренности снимая койку, в одной из крестьянских семей в Чернухе. В субботу таким же маршрутом возвращался домой на один выходной.
«Годы, опаленные войной»
После окончания школы Петр по совету отца, который работал в колхозе бухгалтером, поступил в медицинское училище. Но помнил первый самолет, пролетавший над Коваксой, и мечтал о небе. Когда он узнал о наборе в Тамбовскую летную школу, не раздумывая, уехал из родных мест учиться на пилота. В 1940 году окончил ее, получил назначение в гражданскую авиацию и начал летать на самолете ПО-2 в небе Барнаула. Тут открылся у него дар воспитателя, и он стал инструктором в Петропавловске, подготовил за два года четырнадцать пилотов.
Обучая курсантов летному мастерству, Петр Васильевич рвался в кабину боевого самолета, ведь в СССР уже полыхала война с фашистами. Направили его в 10-ю гвардейскую транспортную авиадивизию, сформированную из гражданских летчиков. Они доставляли партизанам оружие, медикаменты, продукты, забирали раненых. П.В. Солдатов за время участия в Великой Отечественной войне совершил 210 боевых вылетов на линию фронта. Выполняя боевые задания 1-й воздушной армии, в значительной степени способствовал скорейшему разгрому фашистских войск в Восточной Пруссии. В 1944 году был награжден орденом Красной Звезды. После окончания войны до конца 1946 года являлся командиром корабля 10-й Гвардейской авиационной транспортной дивизии Гражданского воздушного флота (ГВФ), после чего был переведен во Внуково, где стал летчиком ГВФ.
Задание чрезвычайной важности
Закончилась война... Но гражданская авиация была мечтой всей жизни П.В. Солдатова. И ему улыбнулась удача. Петр Васильевич стал пионером в освоении многих самолетов. В 1955 году был создан первый в мире реактивный самолет Ту-104. Спустя год наш земляк уже летал на нем, представляя новую советскую модель на международных выставках. В июле 1958 года он был назначен командиром авиаэскадрильи, а в ноябре — командиром авиаотряда самолетов Ту-104.
Его опыту и знаниям доверяли, и он не удивился, когда получил предложение освоить новый самолет Ту-114 — первый в мире турбовинтовой советский самолет передавался в эксплуатацию.
И так распорядилась судьба, что Петру Васильевичу пришлось принять участие в историческом событии глобального масштаба. Шла холодная война, отношения между СССР и США были сложными. П.В. Солдатову с товарищами было поручено задание чрезвычайных важности и ответственности. 14 октября 1960 года Никита Сергеевич Хрущев — глава СССР — совершил перелет по маршруту Нью-Йорк — Москва на новом советском реактивном самолете ТУ-114. Командирами корабля были А.К. Витковский и П.В. Солдатов.
О важности задания знали все и серьезно к нему готовились: штурманы тщательно изучали предстоящий маршрут протяженностью около 8000 километров, половина расстояния — над океаном; радисты готовили специальную схему связи. Состав экипажа утверждался на партийном бюро. Подготовка самолета Ту-114 для выполнения рейса в США проводилась с начала сентября инженерно-техническим подразделением под командованием Петра Васильевича, Внуковскими линейными эксплуатационно-ремонтными мастерскими (ЛЭРМ) и ОКБ А.Н. Туполева. Испытательный технический полет в Нью-Йорк прошел в штатном режиме 23 сентября 1960 года.
Лучший полет летчики называют простым коротким словом «нормальный». После завершения полета, уже на московской земле, Н.С. Хрущев крепко пожал руки членам экипажа и подарил им открытки с изображением самолета и дарственной надписью. Петр Васильевич, вспоминая этот полет, отмечал меткую, искрящуюся юмором речь главы СССР.
Запомнил Петр Васильевич и напряженное внимание к этому событию в самой Америке. Их всюду сопровождали полицейские. Проживали экипажи на турбоэлектроходе «Балтика», выводы вокруг которого беспрерывно патрулировали полицейские катера с вращающимися антеннами локаторов, в небе кружили вертолеты, на берегу дежурили несколько десятков полицейских. Подводя итоги визита в США, Никита Сергеевич отметил работу экипажа и высоко оценил самолет: на турбоэлектроходе «Балтика» они добирались до США десять дней, а на самолете всего десять часов.
«Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена...»
Высокая оценка их скромных дел воодушевила дружный экипаж на новые подвиги во имя Родины. Для нашей огромной страны такой самолет был настоящим прорывом в гражданской авиации, который позволил в будущем быстро преодолевать расстояния в тысячи километров.
Наш земляк навсегда запомнил дату 24 апреля 1961 года, когда он со своим экипажем выполнил первый беспосадочный рейс Москва — Хабаровск с пассажирами на борту. Дальний Восток стал «близким».
Но возможности самолета надо было раскрыть до конца, и П.В. Солдатову предложили совершать полеты по установлению мировых рекордов. Рано утром 12 июля 1961 года тяжело нагруженная машина вырулила на старт и легко оторвалась от бетонированной полосы Внуковского аэропорта. Так были установлены мировые полеты по высоте (12 535 м) и грузоподъемности (30 т). Всего Петр Васильевич участвовал в установлении 11 мировых рекордов.
В 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за особые заслуги в освоении современной авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную летную работу в гражданской авиации П.В. Солдатову было присвоено почетное звание «Заслуженный пилот СССР».
Пример для увлеченных мальчишек
Наш земляк стал основателем целой династии летчиков гражданской авиации. Его племянники Анатолий Петрович и Александр Петрович Мелясовы, окончив летное училище в Бугуруслане, продолжили семейную традицию. Они летали на самолетах Ан-2, Ту-134, Ил-86, Ил-96. Бывали разные ситуации, где все зависело от хладнокровия и выдержки командира. Однажды в полете из Сочи в Москву, на подлете к Воронежу, взволнованная бортпроводница передала А.П. Мелясову записку со словами: «Летите на Лондон». Один из пассажиров угрожал применить оружие, если не выполнят его требование. Командир принял решение. Пассажиру объявили, что горючего до Лондона не хватит и в Сочи сделают дозаправку. Действительно, на аэродроме их ждал автозаправщик, но за ним спрятался спецназ. Позже выяснилось, что никакого оружия у пассажира не было, но А.П. Мелясов, отвечая за жизнь 150 человек на борту, проявил смелость и принял правильное решение.
Судьба П.В. Солдатова — яркий пример того, что мечтать и добиваться осуществления своей мечты — это удел сильных и смелых, грамотных и ответственных, настоящих патриотов, готовых служить Родине ради ее славы и безопасности.
Петр Васильевич Солдатов — заслуженный ветеран Аэрофлота, участник Великой Отечественной войны, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, заслуженный пилот СССР. Он, первопроходец в освоении пассажирской реактивной авиации, открывал многие авиалинии дальних беспосадочных полетов, установил мировые рекорды дальности, высоты и грузоподъемности в полетах.
П.В. Солдатов — не просто мечтатель и романтик, он — человек, которому удалось осуществить детскую мечту и стать примером для других. Именно такие люди пишут историю, это о них говорят, что они не зря жили на этом свете, потому что оставляют после себя важное, нужное и полезное. И мы гордимся тем, что среди них был и наш отважный земляк.
ПОДЕЛИТЬСЯ: