Изучаем культурное наследие своего края

Формирование гражданских компетенций учащихся рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание культуры, языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к ним и их традициям, развивает интеллектуальные и творческие способности, обогащает личность в процессе самореализации. Самопознание своего народа, собственных исторических корней важно для воспитания подрастающего поколения, способствует включению учащихся в освоение культурного наследия и сферу научного познания, рассуждает Мария ШИЧКИНА, учитель начальных классов Большемакателёмской школы г. о. г. Первомайск.

 

 

Сохраним мордовскую культуру

Много лет я работаю по теме «Школа этнокультурных образовательных практик». Для меня это актуально потому, что я носитель мордовского языка, а Большой Макателём — село мордовское, ведущее свою историю с XVI века. В нем, кроме русскоязычного населения, проживает мордва — эрзя. Но вместе с пожилыми людьми уходят традиции, история, быт одного из интересных и замечательных народов России. И наша задача — сохранить все это для потомков.

Мы с учащимися проводим большую исследовательскую работу. Дети знакомятся со сказками, играми, праздниками, традициями мордовского народа, с особенностями эрзянского языка, в том числе топонимами, осознают собственную национальную принадлежность.

Овраги, родники, холмы...

В результате этой работы собран интересный материал. Например, нам удалось найти объяснение названиям оврагов.

Сисим лей: сисим означает 7, лей — овраг, то есть овраг назвали так потому, что он состоит из семи маленьких овражков, образуя один большой овраг.

Калмо лей: калмо — могила, то есть в данном овраге было захоронение.

Чеерь лей: чеерь — мышь, то есть мышиный овраг.

Кирет лей — интересное название: кирет — кора, лыко. Люди в этом овраге заготавливали лыко для своих нужд.

— Лощина Васта уло своим названием обязана женскому имени Васта; уло — подбородок, выступ берега.

Каргонькиштема — сухая журавлиная лощина (карго — журавли, киштема — пляски, значит, место плясок журавлей во время токования).

Исследовательская работа была связана не только с изучением родников, но и с благоустройством территории вокруг них. Недавно мы обнаружили заброшенный родник. По мнению одного из старожилов, он посвящен памяти Петра и Павла. Сейчас родник обрел вторую жизнь. Его благоустроили, почистили, подвесили маленькое ведерко, поставили лавочку. На праздник воду для чая берут именно из этого родника.

Нашли мы и заброшенные холмы между селами Большой Макателём и Худошино, которые люди называют мордовскими могилами. Существовала легенда о том, что, катаясь с этих холмиков, люди излечивали разные болезни.

Культурное наследие малой родины

Одним из объектов наших краеведческих исследований стала народная культура. Самой яркой составляющей культуры любого народа является костюм. Учащиеся знакомятся с мордовским костюмом, который состоит из головного убора и платья. На платье надевается каркас — пуло. Особенно большой материальной ценностью обладали головные уборы. Их давали в приданое, и каждая женщина хранила их для дочерей.

На уроках технологии дети вышивают эрзянским крестом, тем самым знакомясь с мордовской вышивкой. Работы пожилых жителей мы собираем и бережно храним в школьном музее.

На основе изучения мордовских песен был создан сборник «Песни и частушки наших бабушек». Вместе с ребятами мы участвуем в проходящем ежегодно под руководством Михаила Безаева в мордовских селах Нижегородской области празднике «Эрзянь покш чи». А на основе знакомства с мордовскими играми, в которые дети с удовольствием играют, мы создали сборник «Мордовские игры».

Любовь к родному краю, сохранение культуры своего народа тесно связаны с интересом к родному языку. Поэтому в 2022 и 2023 годах я была одним из организаторов Всероссийской образовательной акции «Диктант на эрзянском языке», проводившейся Поволжским центром культур финно-угорских народов.

На страницах книги «Земля предков» я нашла такое интересное высказывание: «Воистину говорят, что мордва — дитя природы». Это побудило меня к размышлению о том, что каждому из нас необходимо не просто помнить о своей малой родине, а конкретными действиями и поступками сохранять обычаи и традиции родных мест.

 

Школа № 3, март 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN