Сетевой проект для будущего
Современное образование ставит перед педагогами новые задачи, требующие комплексного и глубокого развития личности учащихся. В этом контексте особую значимость приобретает сетевой проект, который способствует активизации ключевых компетенций и непрерывному развитию детей, считает учитель математики Бриляковской школы Городецкого муниципального округа Наталья ВАХЛАКОВА.
Совместно — значит интересно
Сетевой проект — это инновационная форма образовательной деятельности, основанная на командной работе и использовании сетевых технологий. Его особенность заключается в создании виртуального пространства, где учащиеся могут совместно решать конкретные проблемы. Среди основных навыков, воспитываемых сетевым проектом, следует выделить коммуникативные, навыки критического мышления, творческие, организационные.
Для формирования ключевых компетенций и привлечения интереса к учебному предмету было решено разработать и провести на базе нашей школы под руководством сотрудников кафедры информатики и информационных технологий Нижегородского института развития образования региональный сетевой проект. Чтобы разработать его, мы с учителем информатики Людмилой Нарышкиной определили общую тему, в рамках которой проводится проект.
Наш проект посвящен Пифагору Самосскому. Пожалуй, даже те, кто в своей жизни навсегда распрощался с математикой, сохраняют воспоминания о «пифагоровых штанах». Теорема Пифагора изучается в 8-м классе и в дальнейшем постоянно применяется. Это объясняет актуальность данной темы и определяет целевую аудиторию проекта — учащиеся 8—9-х классов.
На каждом этапе предполагалась работа с различными сервисами совместной деятельности в сети Интернет. Проект реализован в дистанционной форме, через информационную систему сайта, который был для этого специально создан. В проекте приняли участие 15 команд из различных муниципальных округов Нижегородской области и одна из Севастополя.
Этапы проекта
На первом этапе ребята выполнили творческую работу, создали визитку своей команды. Результаты были представлены на отдельном слайде в совместной презентации. Кроме этого, каждая команда установила метку в Google Картах, указав свое географическое положение. Проходя этот этап, участники изучали возможности Google сервисов для совместной деятельности.
На втором этапе «Великий Пифагор и его открытия» учащиеся искали и изучали информацию об ученом и его открытиях, структурировали найденное и результаты представляли с помощью сервиса создания ментальных карт, а также отвечали на проблемный вопрос: «В чем уникальность Пифагора?»
На третьем этапе «Пифагоровы штаны во все стороны равны» подростки изучали сервисы создания виртуальной доски со стикерами: Linoit или Padlet, представляли одно из выбранных доказательств теоремы Пифагора. Завершая работу на этапе, ребята дали ответ на проблемный вопрос: «Почему теорема Пифагора занесена в Книгу рекордов Гиннесса?», разметив его на общей доске со стикерами.
Полученные на предыдущих этапах знания о Пифагоре и его знаменитой теореме учащиеся получили возможность применить на четвертом этапе проекта. Команды принимали участие в дистанционной викторине, состоявшей из 15 заданий. В течение 40 минут ребята решали различные задачи и отвечали на вопросы.
На этапе «Теорема Пифагора в математике и в жизни» команды для поиска ответа на проблемный вопрос придумывали задачу по математике. Содержание задачи размещали в совместном Google документе. На этом этапе накал страстей был велик. Все команды старались удивить своими находками. Например, интересную задачу про Чкаловскую лестницу — визитную карточку Нижнего Новгорода — составила команда школы № 19 Заволжья.
Завершающий этап «Спасибо, Пифагор» подвел итог работы команд. Им необходимо было придумать десять слов — ассоциаций с Пифагором и его открытиями. Совместное облако слов, составленное с помощью сервиса www.menti.com, — результат совместной деятельности всех команд.
Учимся, действуя сообща
Работая над проектом, ребята узнали много нового и интересного о Пифагоре и его открытиях, познакомились с новыми сервисами для общей работы. Вариативность этапов и заданий, а также определенные ограничения во времени увеличивали интерес, повышали работоспособность участников и их желание выполнить все быстро и качественно. Практически все команды поставили высокую оценку проекту.
Какую деятельность осуществляли участники проекта?
— Искали информацию по заданной теме;
— учились анализировать, синтезировать;
— обобщали собранный материал;
— придумывали задачи и оформляли их;
— фотографировали, рисовали, создавали ментальные карты, облака слов;
— отвечали на проблемные вопросы этапов;
— использовали современные сервисы Web 2.0;
— работали в команде.
Эта деятельность находится на пересечении нескольких ключевых компетенций: учебно-познавательной, информационной, общекультурной, коммуникативной.
Что же дало участие в проекте ученикам?
— Расширение кругозора, углубление знаний по теме «Теорема Пифагора»;
— повышение интереса к предмету, исследовательской работе в процессе «добывания» знаний и их сознательного применения в различных ситуациях;
— развитие творческих способностей;
— умение ориентироваться в огромном информационном пространстве;
— способность действовать в команде, сообща и договариваться друг с другом.
ПОДЕЛИТЬСЯ: