I love to sing with everyone, или Я люблю со всеми петь!
Когда следует начинать воспитание ребенка? Ответ известен: еще до рождения. А в какой момент лучше всего приступить к изучению второго, иностранного для него языка? Ответ на этот вопрос зависит от ситуации. Второй язык поддерживается дома, то есть, например, мама говорит на русском, папа — на каком-либо другом? На нем говорят в детском саду или школе, во дворе или друзья, знакомые? Или не говорят, но родители мечтают, чтобы их сын или дочь владели английским, французским или испанским как родным? В любом случае, чем раньше начать, тем легче будет идти процесс знакомства с новым миром другого языка, считает Наталия СИДОРКИНА, педагог дополнительного образования, руководитель объединений «Веселый английский» и «Занимательный английский» Дворца детского (юношеского) творчества Сарова.
Игра и язык
Погружаясь в процесс освоения иностранного языка, ребенок знакомится с культурой, традициями, бытом другого народа, у него развиваются навыки говорения без языковых барьеров, расширяется кругозор, формируется база для изучения других иностранных языков. Общение на иностранном языке также благотворно влияет на психоэмоциональный фон личности.
В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, в которой ребенок познает окружающий его мир. В шесть лет происходит переход от игровой к учебной деятельности, но игра сохраняет свою ведущую роль. Игровые приемы и технологии приобретают особое значение при современном коммуникативном подходе к обучению и занимают прочное место в практике преподавания иностранных языков на разных образовательных уровнях.
Игра — прекрасный способ погрузиться в язык; она стимулирует воображение и помогает развитию спонтанной речи. Благодаря игре можно воспользоваться уже имеющимися знаниями. В лингвистической игре проживаются ситуации общения, способствующие развитию мотивации к изучению иностранного языка.
Игровые особенности
Игра должна соответствовать уровню подготовки детей. С ее помощью можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий воспитанников детских садов и школьников, развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях. Особенно это важно в организациях дополнительного образования.
Игра посильна практически каждому. Слабый в плане языковой подготовке «новичок» может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. В игре непринужденно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, и ребенок чувствует, что уже может говорить наравне со всеми.
Применение игр и игровых ситуаций на начальном этапе обучения дает возможность не только привить интерес к языку, но и более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении, а также стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся.
Веселый и занимательный английский язык
Каждому виду речевой деятельности соответствует определенный вид учебной игры, нацеленной на обучение аудированию, монологической и диалогической речи, чтению и письму. Каждая из приведенных ниже языковых игр имеет свои функции и цели, решает важные методические задачи, а также подчиняется определенным условиям: фонетические («Долгий или краткий», «Какое слово звучит?», «Эхо», «Словесный аукцион», «Подбери рифму»); грамматические («Изобрази действие», «Подарки», «Один — много», «Ручеек»); лексические («Испорченный телефон», «Снежный ком», «Что лишнее?»); орфографические («Дежурная буква», «Вставь букву», «Кто больше»); творческие («Продолжи рассказ», «Закончи стихотворение»); синтаксические; игры-драматизации; ролевые.
У ребят, занимающихся во Дворце детского творчества в объединениях «Веселый английский» и «Занимательный английский», самые любимые — подвижные игры. В силу возрастных особенностей дети 5—7 лет лучше усваивают новые слова, когда от движения они переходят к наглядно-образной, а затем мыслительной деятельности. Тогда устанавливается и закрепляется связь между ними.
Принцип наглядности
Принцип: «Сделай — посмотри — потрогай — запомни», на мой взгляд, самый эффективный. Поэтому на занятиях используются и карточки с картинками, и принесенные из дома игрушки, и плакаты, и песни-мультфильмы. Все в восторге от «волшебного мешочка», в котором спрятаны разные на ощупь предметы, и нужно по-английски назвать главное отличие, например, холодный, мягкий, скользкий и т. п.
Воспитанникам постарше нравится работать с рисунками (надо из множества картинок выбрать и назвать предметы на определенную букву), сочинять истории про героев сказок и мультфильмов (дети придумывают окончание предложений, сказанных педагогом), выполнять задания про режим дня, циферблат, календарь. Пользуются популярностью знакомые всем с детства игры: «Глухой телефон», «Горячо — холодно» (ищем не только отдельные предметы мебели, школьные принадлежности, но и спрятанные фразы).
Во втором полугодии, когда уже есть база слов, запас фраз, ребята с увлечением участвуют в играх-соревнованиях для микрокоманд. Они знают, что здесь важна не скорость, а правильность выполнения задания. В качестве приза победители получают конфеты (я всегда заранее уточняю у родителей, нет ли у ребенка аллергии на сладкое) и аплодисменты друзей-соперников.
«Если добрый ты...»
За 25 лет работы с детьми 6—9 лет мною накоплен значительный дидактический материал, позволяющий заинтересовать воспитанников детских садов изучением английского языка и помочь ученикам начальной школы преодолеть застенчивость, неуверенность в своих силах, боязнь неправильно ответить на вопрос педагога. Иными словами, компенсировать их неуспешность на уроке, а кому-то и помочь в социализации.
Ведь не секрет, что есть дети, которых в классе игнорируют из-за поведения или еще по какой-либо причине, и они замыкаются, комплексуют. Моя задача — создать позитивный настрой, комфортную обстановку. Ребята знают, что у нас нет оценок, но каждый может отличиться, услышать похвалу, почувствовать уважение и поддержку со стороны взрослого. Это помогает им научиться дружить, общаться, поддерживать друг друга, становиться добрее, что не менее важно, чем хорошо говорить, петь и читать стихи на английском языке.
ПОДЕЛИТЬСЯ: