В детский сад без слез
Поступление ребенка в детский сад всегда сопряжено с большими психологическими трудностями, связанными с переходом из знакомой и обычной семейной обстановки в среду дошкольной образовательной организации, замечает Нина КОМИССАРОВА, старший воспитатель структурного подразделения Липовской основной школы п. Совхозный Балахнинского муниципального округа.
Проект «Компетентный взрослый»
Проблемой адаптации к детскому саду наш педагогический коллектив занимается не один год, так как в ДОО поступают малыши от года до трех лет. Наблюдая за вновь поступившими детьми, воспитатели обратили внимание на то, что резкая и значительная трансформация в жизни ребенка приводит к серьезным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций, изменению привычек, ломке сложившихся стереотипов. Педагогами была построена система работы по профилактике нарушений психологического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.
Апробируя эту систему, мы выделили приоритеты собственной деятельности, одним из которых явился проект поддержки педагогов и родителей «Компетентный взрослый». Основная цель проекта — создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОО в системе адаптации детей раннего возраста. Через организацию педагогической мастерской «Гармония» велась работа с воспитателями, направленная на повышение уровня их психолого-педагогической компетентности по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период.
Данная работа включала в себя следующие вариативные формы: составление адаптационных планов; консультирование на темы: «Руководство игрой детей», «Развитие познавательного интереса у детей третьего года жизни»; семинар-практикум «Как помочь ребѐнку в период адаптации»; диспут «Организация педагогического процесса в адаптационный период»; педагогический брифинг «Играем вместе с детьми раннего возраста»; круглый стол «Формирование личностно ориентированной позиции по отношению к детям»; педагогический час по темам «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей» и «Мудрость в повседневных контактах».
Педагог как наставник
Работа с родителями начиналась до прихода ребенка в ясли. Педагоги организовали встречи с родителями на территории детского сада, обсудили ряд проблем, познакомили с распорядком дня в группе раннего возраста, провели анкетирование с целью определения факторов, которые могут затруднить адаптацию, выявления сильных сторон развития ребенка, его адаптационных возможностей.
В своей работе мы использовали как традиционные, так и нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей: проведение социальных срезов, опросов: «Почтовый ящик», «Индивидуальные блокноты», «Почта доверия», «Ларец пожеланий и предложений»; семейные альбомы; фотовыставка «В кругу семьи»; газеты, издаваемые для родителей и родителями; семинары-практикумы; игры с педагогическим содержанием; педагогическая библиотека для родителей; совместные праздники, досуги; выставки детско-взрослых работ.
Вместе с мамой
Приобретенный родителями и педагогами опыт реализовывался на практике в рамках функционирования адаптационной площадки «В детский сад вместе с мамой». Благополучной адаптации детей помогали следующие формы: детские ритуалы делали ребенка увереннее; технология «Утро радостных встреч» проходила с котом Обнимашкой и зайчиком Жалейкой; приемы «Мамины ладошки» и «Сюрпризная коробочка» отвлекали малышей от грустных мыслей о маме.
По старой доброй традиции, встречал малышей их любимец — кукла Кузя. Кузя — это не просто дидактическая кукла, он большой друг и помощник ребят. На протяжении всего дня кукла играет роль специального тренажера при обучении малышей одеванию и раздеванию, при укладывании спать, с его помощью дети осваивают игровые действия и правила, учатся действовать с предметами-заместителями.
Родители с желанием сделали аудиозаписи сказок; эффективным оказался прием «Послушай — подожди» (запись голоса мамы). Чтобы уменьшить повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях, использовались различные виды нетрадиционного рисования, увлекательный процесс манипулирования с соленым тестом, игры со светом и отражениями, картинки с сыплющимся песком и маятниковыми игрушками, игры с воздушными шариками и, конечно, игры с мыльными пузырями.
Нет — тревожности и стрессу
Разработан и реализован проект «Песочная терапия как средство успешной адаптации к ДОО», который включал игры с песком и крупами: «Норки для мышки», «Я пеку, пеку», «Угадай на ощупь», «Заборчики», «Волшебные отпечатки на песке», «Песочные прятки», «Дождик моросит» и др. Родителям для игры с малышом дома рекомендовались игровые упражнения с песком и крупами: «Отпечатки наших рук и кулачков», «Скользи ладонями по поверхности песка», «Оставь следы».
Наблюдая за малышами в адаптационный период, мы выяснили, что дети, испытывающие тревогу, интуитивно выбирают для себя игры с прыжками: «Допрыгни до воздушного шара», «Мой веселый звонкий мяч», «Прыгай веселей», «Ножки», «Заинька». Прыжки снимают напряжение, дают почувствовать опору на стопу.
Разработанная и апробированная система, направленная на взаимодействие специалистов ДОО и семьи воспитанников, помогла малышам легче адаптироваться к условиям дошкольной организации, укрепила резервные возможности детского организма, способствовала процессу ранней социализации.
ПОДЕЛИТЬСЯ: