Неуспевающие учащиеся на уроке химии
Каждому учителю, как начинающему, так и имеющему большой профессиональный опыт, встречались ученики, которые могли быть отнесены или к слабоуспевающим, или к неуспевающим. Вопрос о том, как работать с ними, является наиболее существенным, так как затрагивает интересы и педагога, и учащегося, и родителей. При изучении новых дисциплин, особенно химии, он встает особенно остро. Поэтому работа в данном направлении должна вестись постоянно, считает учитель химии Шахунской школы № 14 Ирина ДЕНИСЕНКО.
Как помочь ребенку?
Как знакома ситуация каждому преподавателю химии, открывающему мир своего предмета ученикам 8-го класса, когда их горящие глаза, стремление познать новое в первой четверти постепенно сменяются искрой сомнения, которая все сильнее и сильнее разгорается от четверти к четверти! И вот, уже по итогам второй четверти, а чаще всего третьей, в одном из классов параллели появляется неудовлетворительная отметка.
Новый предмет, новые требования, специфика изучения новой дисциплины, да и просто стечение обстоятельств в виде длительного пропуска занятий по болезни приводят к тому, что ребенок перестает интересоваться химией, старается избегать контрольных работ и просто устных опросов на уроке.
В поисках ответа на вопрос: «Что делать?» учителю приходится прибегать к разбору большого теоретического материала.
Например, в классификации неуспевающих учащихся Л.С. Славиной отмечаются следующие их категории: дети с неправильным отношением к учению; дети, с трудом усваивающие учебный материал; дети, у которых не сформированы навыки учебной деятельности; дети, у которых отсутствуют познавательные интересы; дети, не умеющие трудиться.
Сразу сложно дать ответ, в какую именно категорию попадает конкретный неуспевающий ученик. Часто к нему можно применить характеристики не одного, а двух и более пунктов классификации, поэтому и помощь со стороны педагога таким обучающимся должна быть своевременной и в то же время эффективной.
Способы преодоления неуспеваемости
В современной педагогике достаточное количество рекомендаций по работе с неуспевающими учащимися. Действительно, нужно сделать урок еще более интересным, отводить таким детям больше времени на ответ, составлять карточки-подсказки и просто уделять внимание. Но при этом мы не должны забывать об индивидуальных психологических особенностях учеников, которые не всегда охотно идут на контакт, и не должны потерять внимание оставшейся части класса, которая нередко достаточно быстро усваивает материал и требует его закрепления.
Поэтому на начальном этапе одним из наиболее действенных способов «спасения» неуспевающего учащегося является составление плана работы с ним.
Мы привыкли к электронному документообороту, у учеников 8-го класса редко можно встретить бумажный дневник, поэтому распечатанный план, содержащий необходимый минимум информации и максимум места для свободного заполнения от руки, с возможностью зафиксировать все достижения ученика, расписаться за пройденный дополнительный материал, а в случае необходимости пригласить классного руководителя и провести беседу с родителями, позволяет ребенку, а порой и учителю по-новому взглянуть на проблему.
Этапы «большого пути»
На первом этапе необходимо дать школьнику самому заполнить часть плана, в которой описываются причины его неуспеваемости. Интересно наблюдать за реакцией ученика в этот момент. Для кого-то это первое осознание последствий своего беззаботного отношения к школе, при этом можно услышать фразу: «А я не знаю, что писать...», и тут подключается анализ. Другой учащийся, более разбирающийся в обстоятельствах, напишет: «Не понимаю материал», и тут подключается конкретизация. А третий не просто напишет, а подробно разберет все значимые, на его взгляд, причины неуспеваемости, и тут подключается мозговой штурм, позволяющий оценить сложность проблемы.
На втором этапе следует обсудить день и время, когда ребенок сможет приходить к педагогу, чтобы разобраться в сложных темах. Да, этот час учителю не оплачивается, но зато помогает разрешить множество проблем в дальнейшем. Как правило, для части учеников достаточно осознания того, что с ними занимаются дополнительно, что необходимо после урока показать классную работу и подождать, чтобы преподаватель проверил правильность ее выполнения. Также нужно приносить учебник по химии, так как педагог зафиксирует его отсутствие. Уже на данном этапе у части ребят формируется более ответственное отношение к предмету, появляется желание работать на уроке для того, чтобы быть успевающим по итогам четверти.
А часть учащихся все же доходит до дополнительного занятия хотя бы несколько раз. И это третий, самый серьезный этап. При этом разбирается отставание по материалу, и у ученика появляется шанс быть хотя бы не самым лучшим в классе, но уверенным в себе, чтобы продолжать учиться.
ПОДЕЛИТЬСЯ: