Камни Марблс в коррекционно-развивающей деятельности

Камни Марблс — один из нетрадиционных методов работы педагога-психолога с детьми с интеллектуальными нарушениями. Использование камней Марблс на коррекционно-развивающих занятиях способствует развитию познавательных психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления), снятию эмоционального напряжения, повышению познавательной активности обучающихся, утверждает Екатерина ИВЛЕВА, педагог-психолог Бутурлинской школы имени В.И. Казакова.

 

 

Разноцветный мир

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними. Камешки имеют разнообразную цветовую гамму. При работе с камнями Марблс я ставлю следующие коррекционно-развивающие задачи: развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук; развитие мышления; развитие ориентирования на плоскости; улучшение запоминания цвета; обогащение словарного запаса; развитие внимания и памяти; развитие фантазии ребенка.

Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность учащихся, способствует становлению творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы взаимодействия, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность.

Работа с разноцветными камнями Марблс по силе воздействия схожа с праздником — она вызывает радость, улыбку, положительные эмоции. Дети раскрепощаются, у них убираются телесные зажимы, появляется уверенность в себе. С помощью этого нетрадиционного материала можно развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, формировать пространственные представления, совершенствовать навыки дифференциации цветов. Также разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания эмоционально-положительного настроения, релаксации. Использование камней Марблс предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, для разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Дидактические игры и упражнения

Коррекционно-развивающие занятия с детьми я разделяю на три этапа:

подготовительный — знакомство детей с камнями Марблс через различные сенсорные игры;

деятельностный — коррекционно-развивающая деятельность (групповая, индивидуальная);

результативный — итоговая психодиагностика, позволяющая оценить эффективность проведенной работы.

Также мною был создан альбом дидактических игр и упражнений с использованием камней Марблс по развитию познавательных психических процессов у детей с интеллектуальными нарушениями. Данный практический материал я стараюсь активно применять на коррекционно-развивающих занятиях.

Ниже представлены несколько дидактических игр.

«Змейка»

Задачи: учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развивать умения различать длинную и короткую змейки; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: камни Марблс.

Задание. Педагог-психолог предлагает выложить длинную и короткую змейки так, чтобы все камешки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета. Усложнение: педагог-психолог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета, чередуя их, используя количественный показатель («Возьми пять камешков одного цвета и четыре камешка другого цвета»).

«Графический диктант»

Задачи: учить ориентироваться на плоскости; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: плоскость (лист бумаги), камни Марблс.

Задание. Педагог-психолог дает устные задания типа: «Положи красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний. Синий — в правый нижний угол, зеленый — в левый нижний». Проверить выполнение задания можно через предъявление эталона к заданию и устный контроль. Педагог-психолог предлагает эталон разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

«Укрась предмет»

Цель: развитие моторики пальцев рук, внимания и зрительного восприятия.

Оборудование: камни Марблс, шаблоны с картинками.

Задание. Педагог-психолог предлагает украсить предмет, изображенный на карточке, в соответствии с цветовой гаммой. Усложнение: педагог-психолог предлагает обучающемуся самому нарисовать картинку и украсить ее камешками.

«Крестики-нолики»

Цель: развитие мелкой моторики, логического мышления, памяти, внимания, ориентировки в пространстве.

Оборудование: поле для игры, камни Марблс двух разных форм.

Задание. Игроки по очереди выкладывают на свободные клетки поля камешки. Первый ход делает игрок по выбору. Первый выстроивший в ряд три своих камешка по вертикали, горизонтали или диагонали выигрывает. Данная игра часто используется для снятия эмоционального напряжения, разминки.

Дидактические игры с использованием камней Марблс способствуют развитию высших психических функций у детей с интеллектуальными нарушениями, о чем свидетельствует положительная динамика их участия в коррекционно-развивающих занятиях. Задания интересны детям, вызывают у них положительные эмоции. Игры можно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.

 

Школа № 6, июнь 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

 

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

 

 

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN