Партнерство семьи и учителя
Текущий год провозглашен Годом семьи. Поэтому особое внимание сегодня уделяется взаимодействию с родителями. Это всегда было важным направлением деятельности школы. Реализация обновленного ФГОС НОО придала данному взаимодействию новые характеристики, отмечают Ирина БОНДАРЕВА и Татьяна РУНОВА, кандидаты психологических наук, доценты кафедры начального образования НИРО.
Человек семьею крепок
В настоящее время особая роль в гражданском становлении личности отводится институтам семьи и школы. Воспитательные процессы, происходящие в них, осуществляются с целью формирования у подрастающего поколения взглядов и убеждений, определенных знаний, нравственных ценностей.
Семья является неотделимой частью современного общества. Чем выше ее культурный уровень, тем выше культура всего социума. Кроме того, жизнь общества организуется в соответствии с теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи.
В материалах обновленных ФГОС НОО освещаются такие понятия, как «ответственность перед семьей», «ориентация на принятие ценностей и нравственных устоев семьи», а формирование семейной культуры рассматривается в числе основных результатов воспитания.
Действуем сообща
Успех педагогических воздействий достигается тогда, когда родители становятся равноправными партнерами образовательного процесса. Это значит, что специально организованное содержательное общение учителя, учащихся, родителей является эффективным для развития самоопределения ребенка, формирования его активной позиции. Сотрудничество образовательной организации с родителями и привлечение их к взаимодействию способствуют пониманию того, что воспитание детей — это своего рода искусство, которое требует умения, а также большего желания его познать, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Педагогу важно помнить, что без содействия со стороны родителей его работа малоэффективна, поэтому начинать ее следует с выстраивания взаимопонимания и взаимодействия с семьей. В первую очередь нужно научить родителей оказывать поддержку ребенку, а для этого, возможно, взрослым придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.
Работа с родителями по формированию единого воспитательного пространства «семья — школа», организация сотрудничества решают ряд задач:
— повысить педагогическую культуру родителей и способствовать развитию их творческого потенциала;
— сформировать общие подходы к воспитанию, содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания;
— создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребенка в школе и за ее пределами.
Такие разные родители
По желанию активно сотрудничать с учителем, со школой можно выделить следующие категории родителей:
— Понимают и принимают школу, обладают желанием сотрудничать, готовы принять рекомендации учителя, хотя и сами чаще всего знают, как помочь ребенку в его развитии. С такими родителями, которые «хотят и умеют», достаточно лишь согласовывать педагогические воздействия семьи и школы. Именно они становятся опорой в организации образовательного пространства,
в формировании единого коллектива детей и родителей.
— Принимают и понимают школу, но не всегда знают, как и чем помочь ребенку в его развитии, порой осуществляют воспитание интуитивно. Готовы принимать необходимую помощь в воспитании своего ребенка, как правило, активны в деятельности классного коллектива. Этим родителям, в первую очередь, нужно помочь в повышении родительской компетентности.
— Нейтральны, а порой и равнодушны к любому взаимодействию с классным руководителем, не всегда идут на контакт с педагогом. Не спешат обсуждать возникающие проблемы в воспитании ребенка, недооценивая роль сотрудничества в воспитательном процессе. Такие родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, но чаще всего не хотят это признавать — им легче самоустраниться от решения вопросов воспитания.
— Конфликтны, противоречивы в требованиях к своему ребенку и к школе. В основном у таких родителей низкая педагогическая культура, вследствие этого — отсутствие должного внимания к воспитанию детей. Иногда эти родители переоценивают собственные воспитательные возможности и придерживаются субъективного подхода к оценке поведения и черт характера ребенка. В данной группе находятся родители, которые не осознают воспитательный потенциал семьи и не видят сотрудничество семьи и школы в качестве ресурса. Это самая трудная группа родителей. Учителю следует быть готовым к длительному процессу налаживания контакта; возможно, предстоит защита интересов и прав ребенка.
Исходя из данной классификации, педагогам при построении работы с родителями важно осознавать, что практически в каждом родительском коллективе встречаются представители всех обозначенных групп. Поэтому объективным становится желание каждого учителя перевести большинство родителей в состав первых двух групп и свести на нет две последние. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
ПОДЕЛИТЬСЯ: