Секреты читательской грамотности
Перед школой сформулирована задача формирования функциональной грамотности — умения человека входить во взаимоотношения с наружной средой по максимуму и стремительно приспосабливаться и действовать в ней. Читательская грамотность — центральный показатель успешности формирования функциональной грамотности, показатель успешности образования, так как умение понимать и использовать информацию, полученную из текстов, влияет и на индивидуальную судьбу, и на благополучие страны. Об этом рассказывает Валентина ОДЕГОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования НИРО.
Учим читать
Процесс формирования функциональной читательской грамотности реализуется поэтапно. «Обучение чтению» — первый этап, осуществляемый в начальной школе. Задачи второго этапа «Чтение для обучения» решаются в 5—11-х классах. Третий этап «Чтение для жизни» подразумевается реализовывать после школы на протяжении всей жизни в процессе самообразования.
В федеральной образовательной программе начального общего образования определены конкретные задачи этапа «Обучение чтению». Это овладение чтением в курсе обучения грамоте, совершенствование в курсе литературного чтения. Сформулированы планируемые результаты этапа — личностные, метапредметные и предметные.
Успешность решения поставленных задач в достижении соответствующего уровня планируемых результатов прямо зависит от знания учителем типичных затруднений младших школьников в овладении чтением и умения методически грамотного их преодоления. Содержание учебно-методического пособия «Учим читать, или Секреты формирования читательской грамотности» (автор — В.Ф. Одегова) направлено на решение именно этих проблем на этапе обучения грамоте. Здесь раскрываются простые, но такие важные «секреты» успешного овладения первоклассниками чтением. В их основе лежит системно-деятельностный подход.
Буквы и звуки
Содержание пособия представлено в нескольких разделах.
Цель 1-го раздела «Учим произносить звуки речи» — работа над правильной артикуляцией звуков, определением количества звуков на основе подсчета артикуляционных движений. В разделе содержится практический материал, направленный на постановку правильной артикуляции гласных звуков, их интонационной выразительности. При воспроизведении нескольких звуков обращается внимание на постановку дыхания, распределение одного толчка воздуха на произнесение совокупности нескольких гласных.
Особое внимание уделяется упражнениям в произношении согласных звуков, так как многие ребята дают название буквы, типа [мэ, пэ, рэ] и т. п. Дети учатся контролировать себя в правильности озвучивания согласного звука одним артикуляционным движением.
Название 2-го раздела «Ориентирование на странице, развороте» говорит само за себя. Формируются или уточняются представления о безошибочном поиске информации, оформленной в виде столбцов или строк, умение правильно подсчитывать количество строк и столбцов.
Цель 3-го раздела «Знакомство с буквами» — организация работы по узнаванию образа новой буквы среди других, выделения в кружок и озвучивания ее в процессе многократного проговаривания. В помощь учителю на отдельной странице помещен языковой материал по каждой букве, где частотность ее повторения значительно превышает 25 и более раз. Для введения каждой новой буквы во внутренний план необходимо 24—30-кратное повторение.
Слоги и слова
Цель 4-го раздела «Учим читать выразительно» — упражнять в чтении набора слогов и слов с ударением, формировать необходимое для целостного чтения 3—4-буквенных слов умение распевать гласные, ставить правильное дыхание, соблюдать паузы между словами; координировать работу руки, зрительного анализатора и органов речи.
Таблица для формирования умения распевать гласные («Лесенка») используется на уроках во время фонетической зарядки. Умение распевать гласные способствует плавному медленному чтению целого слова.
Содержание 5-го раздела «Выделение гласных как основы чтения слога и слова» направлено на доведение до автоматизма знания количества букв гласных, умения выделять их в слове на основе соотнесения со справочным материалом.
В качестве справки в самом верху страницы дана таблица букв гласных. Ребенок упражняется в последовательной работе по выделению букв гласных, обращаясь к справочному материалу, учится ориентироваться на странице, приучается работать самостоятельно.
В помощь учителю
Цель 6-го раздела «Упражнения в плавном слоговом чтении» — отработка до автоматизма чтения слогов-слияний и слогов со стечением согласных. Для реализации этой цели в разделе помещены слоговые таблицы соответствующего содержания. Детям предлагается отработка чтения каждой таблицы по столбцам, с одинаковой гласной. Чтобы избежать воспроизведения слогов по памяти, полезно менять направления воспроизведения слогов: сверху вниз, снизу вверх, от середины вверх, от середины вниз, через строчку вверх-вниз, по два слога на одном дыхании и т. д.
Содержание 7-го раздела «Учим делить слова на слоги для чтения и читаем» подразумевает овладение делением слов на слоги по закону восходящей звучности современного русского языка.
Такой подход позволяет прочно овладеть единственным способом для организации процесса обучения первоклассников чтению — способом деления слова на слоги.
Принципы распределения последовательности шагов по обучению чтению отражают методические подходы, что важно для молодых специалистов. Формат пособия одновременно служит дидактическим материалом, готовым для тиражирования в качестве раздаточного материала для организации самостоятельной работы, что окажет помощь на уроках и на занятиях в школах будущего первоклассника не только начинающим, но и опытным учителям.
ПОДЕЛИТЬСЯ: