От почемучки к потомучке: исследования в сельской школе
В обновленном федеральном государственном образовательном стандарте четко сформулированы требования к достижению образовательных результатов по каждой предметной области, в том числе соответствующих запросам общества, государства и личности, напоминают Ирина МОХОВА и Наталья МОРОЗОВА, старшие преподаватели кафедры начального образования НИРО.
«Как прекрасен этот мир, посмотри!»
Ученики начальных классов — большие почемучки. Спектр интересов младших школьников достаточно широк, но наибольший интерес вызывает у них окружающий мир. Учитывая специфику учебного курса «Окружающий мир», его интегративный характер, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях, отметим, что именно данный предмет в начальной школе способствует удовлетворению познавательных потребностей учащихся, а это — основа формирования у них естественнонаучной грамотности.
Под естественно-научной грамотностью мы понимаем «способность обучающихся использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений».
Быть грамотным исследователем
Проанализировав результативность выполнения заданий ВПР по предмету «Окружающий мир», отметим, что наибольшее количество ошибок обучающиеся допускают в заданиях, где необходимо представить последовательность исследовательских действий, а также: постановки цели, проведения, описания, фиксирования результатов опыта и эксперимента, аргументирования своей точки зрения на основе результатов опыта или эксперимента, объяснения полученных результатов. Все это свидетельствует о дефиците знаний, практических умений, а главное — низком уровне естественно-научной грамотности учеников.
Небольшой жизненный опыт при огромном желании познавать не дает младшему школьнику возможности использовать методы научного исследования. Это стремление детей учитель может реализовать через сопровождение в рамках исследовательской деятельности.
В Нижегородской области есть удивительные педагоги, превращающие почемучек в потомучек, поддерживающие учащихся в желании ставить все новые вопросы и искать на них ответы.
Юные эрудиты
Одним из важных направлений формирования исследовательского поведения младших школьников в образовательной организации является научное общество, как, например, «Эрудит» в Ильино-Заборской основной школе. Учитель этой школы Анна Бурова приглашает своих учеников на школьный этап конкурса научного общества, где младшие школьники в качестве зрителей знакомятся с докладами старшеклассников.
По завершении мероприятия происходит активное обсуждение. Младших школьников поражают глубина исследования и практико-ориентированный результат (например, выращивание льна и получение льняной нити одной из участниц конференции). Рождаются свои вопросы: «Можем ли сами что-то вырастить? Главное, для чего и где это использовать?»
А можем ли своими силами с минимальными затратами вырастить корм для птиц на пришкольном участке? Вот оно, зарождение желания исследовать у третьеклассников. Далее на основе результатов ежегодных наблюдений за зимующими птицами на уроках окружающего мира определяется: для каких птиц будет выращиваться корм; потребности в каком корме испытывают частые посетители кормушек.
В качестве посевного материала используются семена из смешанного корма для попугаев: разных сортов проса и подсолнечника, овса, пшеницы, канареечного семени, гречихи. Однако в исходной коробке именно гречихи мало. Тут самое время воспользоваться семенами, оставшимися после исследовательской работы старшеклассников «Крупяные культуры».
Школьная посевная
Площади посева взяли минимальные, только на количество посевного материала для проведения исследований. Эти культуры выращивались с учетом всех агротехнических требований их возделывания, которые первым делом начали изучать юные исследователи, постоянно обсуждая полученную из разных источников информацию.
Далее, с целью исследования гипотезы: выращенного на пришкольном участке собственными силами зернового корма, полученного из одной упаковки корма для попугаев (отборное зерно), достаточно для подкормки птиц в течение зимнего времени, — приступили к посеву.
Весь период роста ученики рыхлили, поливали, фотографировали, вели дневник наблюдения роста разных культур. Параллельно делали множество открытий, отвечая на вопросы: «Почему не проросла пшеница? Куда делись «плоды» канареечного семени? Почему выросли и декоративные подсолнухи?»
Собирали и обрабатывали урожай вручную. Зимой полностью подтвердили сформулированную ранее гипотезу.
Лакомимся бахчевыми
На этом почемучки не остановились. Они определили, что птицы любят не только семечки подсолнечника, но и тыквы, арбуза, дыни, кабачка. Так, теперь уже четвероклассники приступили к поиску ответа на вопрос: «Можно ли в северном районе Нижегородской области в открытом грунте вырастить арбузы и дыни — любимое лакомство большинства детей, взрослых, а также птиц — зимних посетителей кормушек?»
Ребята изучали агротехнические условия, учились выбирать культуры и сорта, вели наблюдения и тщательные записи, фиксируя особенности выращивания арбузов и дынь на пришкольном участке. Осенью получили удовольствие, угощая всех желающих плодами, а зимой — птичек семенами.
Это только один из примеров цикличного процесса превращения почемучек в потомучек, демонстрирующие формирование естественно-научной грамотности младших школьников, приобретение ими исследовательского опыта через практическую деятельность. Впереди новые исследования и покорение новых горизонтов!
ПОДЕЛИТЬСЯ: