Уроки жизни: от рождения идеи к ее реализации
Жизнь каждый день преподносит нам свои уроки, воспитывая и обучая одновременно. Поэтому важно учиться видеть, осмыслять действия, ситуации, встречи, события, которые происходят с нами. Учиться этому самому и учить детей, уверена Екатерина БАКУЛИНА, учитель начальных классов школы № 154 Приокского района Нижнего Новгорода, руководитель РМО классных руководителей.
Постигая уроки жизни —
ты сможешь всё!
Первый жизненный урок
Фраза «уроки жизни» вызывает у меня следующие ассоциации: идея, кейс, наставник. Объясню это на примерах из своей педагогической практики.
В одном из первых классов, которые я вела, возникла проблема сквернословия. Проблема породила идею проекта «Мир без сквернословия». Но как мотивировать учеников?
В начале апреля я попросила родителей срезать несколько веточек березы и вербы. Эти веточки мы поставили в вазу с водой в классе. Детям было сказано: если в нашем классе будет дружеская атмосфера, которую мы создаем сами, то веточки распустятся, а если все будет наоборот, то нет. Конечно, я схитрила, веточки все равно распустились бы. Но ребята об этом не догадывались, а родители, мои социальные партнеры, подыграли мне.
Как же дети старались! И каков был их восторг, когда появились первые зеленые листочки! Учащимся было радостно наблюдать, как отсутствие сквернословия и хорошее поведение влияют на атмосферу класса.
На уроках технологии мы сделали из бумаги птичек и насекомых, посадили их на ветки. И вот — его величество случай! Один из моих учеников принес в класс живую улитку, которая слишком рано проснулась и вылезла погреться на солнышке. Улитка обрела свой новый дом на зеленых ветках. А мы с энтузиазмом включились в проект «Жизнь улиток».
Перед учащимися встало сразу несколько вопросов и проблем: к какому виду относится данный вид улиток, каков цикл жизни этого животного, чем оно питается, как долго можно содержать улитку в помещении вне природы, какие интересные факты можно найти о таких существах? Каждый ученик выбрал для себя наиболее волнующий его вопрос-проблему.
Мною были созданы условия для планирования предстоящей деятельности. В итоге общими усилиями, в том числе родителей, общественности была представлена интересная информация в виде либо краткого доклада, либо небольшого информационного плаката, либо презентации.
Последующая обратная связь с детьми и родителями показала, что данный проект был эффективным и успешным.
Второй жизненный урок
В моей школе относительно недавно появилось такое правило: когда приходит время брать первый класс, учителя тянут жребий, вытаскивая букву своего будущего класса. А на протяжении многих лет работы в школе я всегда вела именно Б класс. Даже моя фамилия начинается на букву Б! Родители знали, что если я набираю класс, то он обязательно будет Б. Это была для меня не просто буква, а бренд.
А в 2022 году вышло так, что я вытянула случайным образом букву Г. Скажете — ерунда! Но для меня и даже некоторых моих коллег это был шок. Я была зла на весь мир, мне было тяжело психологически. Вот такую реальную кейс-ситуацию мне предложила жизнь!
На следующее утро я должна была работать на ОГЭ. Перед экзаменом пожаловалась своей коллеге на обидную ситуацию при выборе буквы. А она возьми и скажи мне: «Ну и что? Придумайте ассоциацию. Г — герои!»
И всё! В моей голове рождается идея-концепция под названием «Гора знаний», где в тандеме обучения и воспитания в игровой форме формируются новые качества обучающихся на фоне устойчивого интереса, мотивации к познанию, связи с реальными жизненными ситуациями на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
Родители нарисовали гору, сделали магнитные фигурки детей. И мы начали свой долгий, сложный, но интересный путь восхождения на гору знаний. Есть определенные этапы (например, состав числа, таблица умножения, овладение азбукой), результативно проходя которые, дети становятся на ступеньку выше к достижению вершины горы.
В 1-м классе мы идем все вместе; начиная со 2-го, по мере усвоения материала, у каждого будет свой темп покорения цели.
Параллельно с горой знаний концепция включает в себя проект «Звезды героев». В течение недели дети за определенные личностные и учебные успехи получают звезды определенного цвета, например, желтые. В конце недели эти звезды крепятся на плакат. Далее на следующей неделе копятся звезды другого цвета (например, розовые).
Мы не просто подводим итоги недели, крепя новые звезды поверх прежних, и если новые звезды перекрывают старые, то получаем медаль.
Я использую индивидуальный подход, уделяя большое внимание словесной оценке достижений ученика, делая акцент на пусть иногда и маленьких, но уверенных шагах вперед. За каждой звездой вижу успех конкретного ребенка, его историю, уникальную траекторию развития.
Третий жизненный урок
В октябре прошлого года я стала участником Всероссийского форума классных руководителей, проходившего в Москве. На форуме я познакомилась с учителем начальных классов из Астрахани Ириной Зайцевой, которая, как и я, вела второй класс и первый год участвовала в реализации программы «Орлята России». Такая встреча не могла пройти даром! Возникла идея дружбы классами.
Начало положено — это совместный исследовательский проект «Памятные места города, в котором я живу». И тем для дальнейшего развития исследовательской и проектной деятельности для младших школьников множество. Ведь главное в самом начале — мотивация и интерес!
Спасибо наставникам
Вот так зарождаются идеи для вовлечения учеников в проектную и исследовательскую деятельность, а я направляю их, помня тех, кто направлял меня, — моих наставников.
Это Надежда Николаевна Белик, которая учила вдумчивости, наблюдательности, тщательному осмыслению происходящего вокруг. Она верила в меня, поддерживая все начинания и задумки.
Это моя первая учительница Ольга Павловна Баринова, своим примером повлиявшая на мой личный выбор профессии.
И, конечно, я помню свою любимую бабушку, Екатерину Алексеевну Зотову, учителя начальных классов. Ее напутственные слова на моей первой линейке в качестве учителя я помню до сих пор.
Спасибо всем моим наставникам! Они вселили в меня уверенность в том, что профессионального развития не может быть без анализа своей деятельности, осмысления уроков жизни. Только так в своей работе ты сможешь всё!
ПОДЕЛИТЬСЯ: