Декоративно-прикладное искусство на уроках ИЗО
Народ всегда стремился выразить в художественной форме отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Традиции декоративно-прикладного искусства складывались на протяжении многих веков, передавались из поколения в поколение. Россия богата различными видами народного декоративного творчества: это роспись изделий из глины, роспись и резьба по дереву, кружево, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и т. п. Изделия декоративно-прикладного искусства раскрывают перед детьми разнообразие и уникальность народной культуры, уверена Марина РЫБАКОВА, учитель начальных классов, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы № 179 Автозаводского района Нижнего Новгорода.
Душа народа
Познавая произведения народного искусства, обучающиеся усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.
Изучение декоративно-прикладного искусства на уроках ИЗО может стать важным инструментом формирования познавательного интереса у младших школьников, способствовать получению ими необходимых знаний и представлений о народной культуре, ее богатстве, исторических корнях.
Одними из главных ценностей народного искусства можно считать естественность и бережный характер воздействия на чувства ребенка.
Яркий мир
В своей работе я использую разнообразные методические приемы:
— Знакомство с готовыми изделиями, красочными иллюстрациями с использованием специально подобранных стихов, прозаических текстов, выдержек из исторических документов.
Ученикам предлагается отправиться в виртуальное путешествие с помощью презентации «Городец — город мастеров», где они узнают о народной культуре, традициях, а также о городецких промыслах.
— Овладение элементами каждого вида искусства по определенному плану.
Например, знакомясь с городецкой росписью, дети последовательно учатся рисовать розан, листики и кустики, купавки, узоры на доске, фазана (петуха), лошадку. При изучении элементов необходимо помочь ученикам почувствовать красоту и неповторимость, индивидуальность каждого узора.
— Привлечение внимания к цветовой составляющей отдельных частей, узоров и готовых изделий.
Каждый ребенок эмоционально отзывчив к цвету, неравнодушен к прекрасным сочетаниям: от нежных и мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок. Это ценное качество надо беречь, поддерживать, развивать в процессе обучения.
Вместе с учениками отправляемся в виртуальную студию художника, где узнаем про тайны трех основных цветов: красного, желтого и синего. Чтобы получить цветовую гамму городецкой росписи, следует смешать краски. Кроме тех, которые есть в наборе гуаши, можно получить четыре новые краски: светло-голубую, светло-розовую, светлую охру и городецкую зеленую.
Постигая законы красоты
— Использование прогулок, экскурсий, наблюдений за природой при подготовке к созданию собственного изделия.
Наблюдение за растительным миром на прогулке — одна из основ расширения кругозора детей, обогащения их мышления через множество сведений о секретах жизни природы и бережного отношения к ней. Наблюдения можно организовать со всем классом в утренние или вечерние часы.
Виртуальные экскурсии проводятся как предварительная работа по подготовке к уроку.
— Применение различных мотивирующих приемов, например, с показом образцов посуды с городецкой росписью.
Декоративно-прикладное искусство обладает большими педагогическими возможностями, поскольку оно является источником познания, углубляя представления об истории, культуре своего народа, свойствах и принципах декоративной композиции, пробуждая эмоционально-чувственную сферу учащихся и способствуя пониманию ими законов красоты. Уроки знакомства с народным искусством способствуют обогащению духовного и чувственного мира обучающегося, открывая перед ним мир красок, художественных образов.
ПОДЕЛИТЬСЯ: