Технология продуктивного чтения

Перед начальной школой стоит сложная задача — формирование у детей желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги. Идея воспитания младшего школьника как грамотного читателя развивается в федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования», напоминает Дарья ФУНАЕВА, учитель начальных классов Архангельской школы Шатковского муниципального округа.

 

 

Научить понимать текст

Уроки литературного чтения создают основу всего последующего образования, в котором чтение носит ярко выраженный метапредметный характер. Я хочу рассказать о технологии, которую применяю на уроках литературного чтения при работе с текстом, — технологии продуктивного чтения. До этого я пользовалась традиционной методикой работы с текстом, которая не позволяет обучающимся полностью раскрыть содержание читаемого текста.

Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения. На каждом этапе я использую различные приемы, которыми хотела бы поделиться.

Приемы работы с текстом до чтения

Прием «Интрига»

В начале урока учитель сообщает (демонстрирует) удивительный факт, который затем будет открыт при работе над новым текстом. Например, при знакомстве со сказкой «Лягушка-путешественница» учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент и догадаться, о чем будет эта сказка.

Прием «Ассоциации»

— Прочитайте название сказки. Поразмышляйте: бывают ли лягушки путешественниками? Как это может быть? Какие ассоциации возникли у вас при чтении названия произведения?

Прием «Верите ли вы...»

— Верите ли вы, что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?

— Верите ли вы, что лягушка отправилась в путешествие с утками на юг?

— Верите ли вы, что лягушка упала с высоты и осталась жива?

Прием «Дерево желаний»

В начале урока ученикам раздаются заранее заготовленные «яблоки». На них дети пишут свои ожидания от текста и по очереди помещают их на «дерево». После чтения уже проверяется, чьи ожидания исполнились, то есть «яблоки созрели», можно их снимать и «собирать в корзину».

Приемы работы с текстом во время чтения

Прием «Чтение текста с окошками»

В тексте некоторые слова заменены пустыми окошками. Надо по смыслу догадаться, какое слово пропущено.

Прием «Чтение сплошного текста»

Это текст, в котором нет знаков препинания. Необходимо по смыслу догадаться, где заканчивается одно предложение и начинается другое.

Прием «Чтение текста с перепутанными буквами в словах»

Это текст, где буквы в словах переставлены местами, но, несмотря на это, легко можно понять смысл прочитанного.

Прием «Чтение текста с решетками»

На такие тексты накладываются различные «решетки» или «паутинки». «Решетку» можно вырезать из бумаги и накладывать на текст при чтении.

Приемы работы с текстом после чтения

Прием «Кубик Блума»

Один из популярных приемов технологии критического мышления. Класс делится на группы. Учитель предлагает одному из участников группы бросить кубик. На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Возможны два варианта: учитель задает вопросы или ученики сами формулируют их.

Назови. Это самые простые вопросы, предполагающие воспроизведение знаний. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин. Основная задача таких вопросов — сбор фактов, информации. Например: «Назови автора, которому принадлежат данные слова...»

Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: «Почему данное высказывание является актуальным по сей день?»

Объясни. Это уточняющие вопросы. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы данного блока: «Ты действительно думаешь, что...?», «Ты уверен, что...?» Например: «Ты действительно думаешь, что в наш высокотехнологичный век необходимо как можно больше запоминать знаний?»

Предложи. Ученик должен предложить свое видение проблемы, собственные идеи, то есть объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для разрешения конкретных ситуаций. Например: «Предложи, как бы ты объяснил своему товарищу силу знания».

Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: «Придумай, какое знание может или могло бы изменить будущее».

Поделись. Вопросы данного блока предназначены для активизации мыслительной деятельности, учат анализировать, выделять факты и следствия. Вопросам данного блока желательно добавлять эмоциональную окраску, то есть сконцентрировать внимание ребенка на ощущениях и чувствах. Например: «Поделись, что тебя поразило, удивило в высказывании».

Прием «Мозаика»

После прочтения текста ученикам предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текс­тов. Этот прием эффективен при подготовке к пересказу большого по объему произведения.

Прием «Уголки»

Его можно использовать при составлении характеристики героев произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, другая — отрицательных, подкрепляя ответ цитатами.

Прием «Шесть шляп»

Данный прием наиболее эффективен на стадии рефлексии при подведении итогов работы. Каждому обучающемуся предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить.

Белая шляпа — отвечает за факты, информацию. «Кто главный герой? О чем говорится в этом произведении?»

Черная шляпа — найдет, что плохого в поступках героя, в произведении. «Что тебе больше всего не понравилось в этом произведении?»

Желтая шляпа — найдет, что хорошего в поступках героя, такого, что можно взять для себя. «Чем тебе понравились герой, произведение?»

Красная шляпа — отвечает за эмоции. «Что ты чувствуешь по отношению к герою, произведению? Какие эмоции ты испытал? Почему?»

Зеленая шляпа: «Какие ты дашь советы героям?»

Синяя шляпа: «Чему нас учит это произведение?»

Данный прием вводится с 1-го класса. Дети заметно оживляются при обсуждении того или иного произведения, привыкают к функциям шляп.

Технология продуктивного чтения позволяет сохранить активность ученика и сделать чтение осмысленным, а это главная задача при формировании читательской грамотности.

 

Школа № 7, август 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN