Визуальные опоры в формировании читательской грамотности
Одним из уроков, на котором дети учатся эмоционально реагировать, переживать, глубоко мыслить, является урок литературного чтения. А система деятельности, которая обеспечивает понимание текста учащимися, формирует тип правильной читательской грамотности, отмечает Татьяна ЗОТОВА, учитель начальных классов школы № 9 Кулебак.
Что такое текстографика
Для формирования читательской грамотности у своих учеников я использую на уроках технологию визуальных опор при работе с текстом «Текстографика». Под данной технологией понимается организация учебного взаимодействия педагога и обучающихся с различными видами и формами текстов, связанных с преобразованием мыслительных операций, где изменяется содержание познавательной информации, но сохраняется смысл, позволяющий использовать ее в различных жизненных ситуациях.
Отличительной компонентой технологии является шаблон — опора, выступающая основой для краткой записи при смысловой обработке текста. Авторами данной технологии разработано несколько шаблонов-опор: «Фаэтон», «Бусы», «Трейлер», «Паутинка» и т. д.
— Прием «Фаэтон» позволяет выделить яркие моменты, описания, которые делают произведение неповторимым.
— Прием «Бусы» помогает проследить сюжетную линию произведения. Важные моменты выделяются, обсуждаются и вписываются в бусины.
— Прием «Трейлер» хорошо подходит для изучения объемных произведений. Составляется план и изображается фрагмент сюжета на слайде пленки. В таблицу можно вносить то, что необходимо на уроке для решения конкретной дидактической задачи.
— Прием «Паутинка» используется для поиска средств художественной выразительности.
Цвет и чувство
Проиллюстрируем ход урока по знакомству четвероклассников с рассказом К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» с применением шаблонов-опор.
Цель урока: способствовать формированию представлений о нравственности и эстетических ценностях человека на основе изучения произведений литературы и музыки.
Оборудование: шаблоны-опоры «Фаэтон», «Паутинка», «Бусы», «Трейлер», шаблоны еловых шишек, картонная корзинка, альбом «Нейротекстографика».
После первичного знакомства с текстом четвероклассники фиксируют наиболее яркие моменты текста. Важно акцентировать внимание детей на эмоциональном восприятии содержания произведения. Эта задача успешно решается на основе применения творческого метода «трансформации» информации, связанного с фиксацией испытываемых эмоций, с использованием соответствующей цветовой гаммы: радость — красный цвет, грусть — голубой, страх — черный и т. д. В определении взаимно однозначного соответствия «цвет — чувство» ученики упражняются с 1-го класса на основе метода «Нейротекстографика», в основу которого положено «колесо эмоций».
Благодаря эмоциональному восприятию прочитанного текста школьники лучше понимают посыл автора, а цветовая привязка позволяет наглядно отражать испытываемые ими эмоции и чувства.
Таким образом начинается оформление странички читательского дневника по новому произведению.
Учим понимать себя
Следующий этап урока — структурно-стилистический анализ текста. В первую очередь деятельность учеников направляется на выявление средств художественной выразительности данного текста.
Я предлагаю обучающимся заполнить шаблон-опору «Паутинка». В итоге в шаблонах детей появляются записи вариантов олицетворения («Клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись...»), эпитетов («зелеными прядями»), сравнений («В горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо...») и т. д.
В результате языкового анализа произведения определяются тема и главная идея: «Рассказ учит понимать силу музыки и ее влияние на красоту человеческих отношений».
Третье направление структурно-стилистического анализа — разбор сюжета, установление последовательности событий, деление рассказа на части. По каждому направлению анализа делаются пометы, таким образом, постепенно заполняется страничка читательского дневника по произведению.
На этапе вторичного синтеза (закрепления материала) внимание ребят направляется на составление плана, заполнение шаблона-опоры «Бусы».
В качестве домашнего задания школьникам предлагается заполнить шаблон «Трейлер» и на этой основе подготовить краткий пересказ текста.
Применение технологии визуальных опор формирует активную позицию каждого ребенка на уроке, позволяет ему почувствовать себя субъектом вне зависимости от уровня обученности и успеваемости.
Дети поглощены данной работой, они учатся разбираться в себе, в своих эмоциях, чувствах, описывать их — рефлексировать, осуществлять оценку и самооценку поступков и своего эмоционального состояния под воздействием прочитанного рассказа.
ПОДЕЛИТЬСЯ: