Настоящие герои не носят плащи, они учат и мотивируют
«Нездоровье — это не беда, беда — это отсутствие желания изменить ситуацию», — говорит Ник Вуйчич. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для формирования фундаментальной основы будущей личности, ее лучших качеств. А что может быть дороже здоровья и ценнее веры в самого себя и свои силы?
Вы, вероятно, задаетесь вопросом: «Зачем это нужно?»
Проблема здоровья и физического развития дошкольников стала особенно актуальной. Если к нам приходят здоровые дети, это упрощает нашу работу. Однако когда в группу попадают дети с ограниченными возможностями здоровья, наша задача становится еще более значимой.
С каждым годом увеличивается количество воспитанников дошкольных образовательных организаций со статусом «ребенок с ОВЗ». В нашем детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности: одна — для детей с задержкой психического развития, другая — для детей с тяжелыми нарушениями речи. Обе группы разновозрастные, в них по 20 воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет.
«Лучше тысячи дней усердного обучения — один день с великим учителем», — гласит японская пословица.
Нам повезло: в нашей жизни появились такие учителя — сотрудники кафедры физической культуры, ОБЗР и здоровьесбережения НИРО. Мы поддерживаем контакты и сотрудничаем уже девять лет.
С 2015 года мы активно участвуем в работе инновационной площадки. Ее научными руководителями и вдохновителями стали Ольга Семеновна Гладышева, доктор биологических наук, профессор, и Марина Анатольевна Яковлева, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой.
Основные задачи нашего проекта включали:
— разработку и апробацию модели здоровьесберегающей деятельности;
— внедрение просветительской программы «Разговор о здоровье: начало» О.С. Гладышевой и М.А. Яковлевой в практику работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— подготовку методических и практических материалов для успешной реализации программы, включая разработку сценариев ключевых мероприятий, создание серии игровых сеансов по формированию коммуникативных навыков как части социального компонента здоровья и рабочей тетради к просветительской программе.
Всё начинается с отличной идеи и командной работы.
На момент старта проекта в детском саду были обеспечены хорошие материально-технические и кадровые условия: 100 % воспитателей в группах компенсирующей направленности имели высшую квалификационную категорию, а 100 % специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, — первую. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации, а медицинское сопровождение дошкольников осуществлялось специалистами детской поликлиники. Руководителем творческой группы по реализации инновационной деятельности является Ольга Зайцева, заместитель заведующей.
Первые шаги к успеху
За годы поиска у нас сформировались собственный стиль и система работы. Это заслуга воспитателей Ольги Грачевой, Светланы Камзоловой, Натальи Киселевой, Елены Кузнецовой и Елены Максимовой. Знакомство с воспитанниками и их семьями проходит в рамках проекта «Давайте дружить!». Всего за месяц реализации проекта мы смогли объединить участников образовательного процесса в сплоченную команду.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ крайне важно. Поэтому на протяжении всего обучения педагог-психолог Ольга Воробьева проводит игровые сеансы «Тропинка к другу», способствующие нормализации и укреплению психологического здоровья детей.
У физического воспитания «особенных» детей те же задачи, что и у физического воспитания их нормально развивающихся сверстников. Однако планирование работы учитывает коррекционно-воспитательные цели. Система физического воспитания детей с ОВЗ включает правильное, рациональное питание, организованный режим, закаливание и создание условий для развития и коррекции движений. Все эти нюансы учитывают во время образовательной деятельности инструктор по физической культуре Светлана Полуэктова и музыкальный руководитель Ольга Красильникова.
Эффективными средствами сохранения и коррекции здоровья являются здоровьесберегающие технологии, применяемые в рамках обширной культурной практики «Здоровый малыш». Мы используем технологии, рекомендованные О.С. Гладышевой и М.А. Яковлевой.
Для психического здоровья детей важно сбалансированное сочетание положительных и отрицательных эмоций. Наша задача — не подавлять чувства, а научить детей осознавать собственные эмоции, управлять поведением и слушать свое тело. Для этого педагоги включают в образовательный процесс упражнения на расслабление и элементы песочной и сказкотерапии.
Каждую пятницу мы проводим День здоровья, обсуждая темы из программы «Разговор о здоровье: начало».
Мы знаем, что делаем, и строим планы на будущее.
Была проведена масштабная работа по реализации и оптимизации модели здоровьесберегающей деятельности. Мониторинговые процедуры показали положительную динамику в развитии воспитанников и уровне компетенций их родителей. С ноября 2023 года наш детский сад стал ресурсным центром, формирующим ценность здоровья и культуры ЗОЖ у воспитанников и обучающихся с ОВЗ.
Инновационная деятельность в педагогической практике нашего учреждения открывает огромные возможности для повышения качества образования.
«Творчество заразительно, передавайте его дальше», — говорил Альберт Эйнштейн.
Педагоги, наставники, кураторы, учителя — все эти роли можно отнести к сотрудникам кафедры физической культуры, ОБЗР и здоровьесбережения. Как бы мы их ни называли, они были с нами с тех пор, как мы начали делать первые шаги на пути к инновациям. Эти специалисты выполняют одну из самых сложных и ответственных задач — направляют нас и нашу деятельность в нужное русло. Они делают это так умело и корректно, что после каждой встречи мы уходим окрыленными и уверенными в правильности выбранного пути и поставленных целей. У нас остается только одна мысль: всё у нас получится! Мы, в свою очередь, надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Наталья ПОМЕРАНЦЕВА,
заведующая детским садом № 48 «Белочка» Заволжья Городецкого муниципального округа,
Ольга ЗАЙЦЕВА,
заместитель заведующей
Школа № 9—10, октябрь — ноябрь 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ: