«Мы — вместе»
Название проекта, реализуемого в 2024—2026 годах в детском саду № 7 Бора, отражает направленность работы эффективно действующей команды педагогов данного учреждения на поддержку детей-инофонов и их родителей. Опыт создания и реализации проекта представляет педагог-психолог Елена ДОЛГИХ.
В начале пути
В нашем детском саду воспитываются 14 инофонов. Это дети из семей мигрантов, приехавших из Азербайджана, Узбекистана, Армении, Туркмении, Киргизии. Пожалуй, таких ребят у нас больше всех по сравнению с другими дошкольными образовательными организациями города. В первую очередь это обусловлено тем, что детский сад расположен в центре Бора, неподалеку от Центрального рынка, где в основном и работают родители этих малышей.
Актуальность педагогического воздействия на воспитанников данной целевой группы заключается в том, что они испытывают затруднения в освоении образовательной программы, развитии, социальной адаптации, сталкиваются с трудностями в понимании государственного языка Российской Федерации на дошкольном уровне образования.
Для нашего коллектива сложившаяся ситуация стала предметом, требующим особого внимания, поскольку дошкольники-инофоны — это наши подопечные, которых мы должны научить преодолевать социальные проблемы и трудности в адаптации к новым условиям жизни в русскоговорящей среде детского сада.
Проект — на старт!
Мы с полной ответственностью осознаем, что для дошколят-инофонов адаптация происходит тяжелее, ведь малышу страшно и непривычно не только находиться среди чужих людей, но и слышать чужую речь. Помочь таким детям смогут только педагоги, обладающие особенной профессиональной компетенцией. Поэтому первоочередной задачей для нас стало повышение квалификации по данной теме. Сразу четыре педагога: специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог) и воспитатель — прошли обучение по программе повышения квалификации по теме «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей-инофонов и их родителей в условиях общеобразовательной организации».
На следующем этапе работы мы пришли к общему решению: сконструировать проект по формированию модели комплексного сопровождения детей-инофонов в ДОО. Название проекта «Мы — вместе» несет идеологию совместной деятельности в рамках сетевого взаимодействия «педагог — ребенок — родитель». Цель проекта: создание и апробация на базе дошкольного образовательного учреждения модели взаимодействия педагогов с воспитанниками-инофонами и их родителями (законными представителями).
Они такие разные и... вызывают беспокойство
Изучение детей-инофонов носило системный и планомерный характер. Психолого-педагогический мониторинг включал в себя наблюдение, диагностику специалистов, анкетирование и беседы с родителями.
Мониторинг развития детей-инофонов показал, что 62 % из них в ситуации взаимодействия с взрослыми демонстрируют возможности, соответствующие возрасту; у 38 % развитие не соответствует возрасту, они нуждаются в определенной помощи и внимании со стороны взрослого. Психологическое обследование выявило, что практически у всех воспитанников низкий уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения. Особо настораживает картина результатов логопедического заключения. Низкий уровень освоения лексико-грамматического строя, фонетического оформления речи, коммуникативной активности на русском языке позволяет говорить об общем недоразвитии речи у детей-инофонов.
По результатам обследования ППк двое являются детьми с ОВЗ, так как имеют различные нарушения речи, снижение интеллекта (у них выявлен низкий уровень возрастной нормы развития).
Дорогу осилит идущий
Основная задача проекта — построение качественно новой системы взаимодействия всех специалистов с родителями детей-инофонов, которая обеспечит успешную социализацию воспитанников в ДОО. И в данном русле это планирование форм и методов деятельности каждого специалиста.
Работа каждого специалиста с билингвами включает следующие аспекты:
— Со стороны администрации: обеспечение учебно-методическим комплектом и литературой, оснащение кабинета современным оборудованием, организация семинаров для педагогов по билингвальному образованию и воспитанию.
— Со стороны педагогов: создание и реализация образовательной программы, контроль выполнения тематического планирования, нахождение возможностей для общения в разных ситуациях, трансляция образцов речи и культуры через различные виды деятельности, регулярные беседы с родителями о развитии их ребенка.
— Со стороны педагога-психолога: наблюдение за адаптацией детей-инофонов к условиям ДОО, диагностика их развития и эмоционального состояния, выявление особенностей, требующих коррекции.
— Со стороны учителя-логопеда: формирование правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, развитие связной речи, воспитание и социализация детей.
— Со стороны учителя-дефектолога: коррекционно-развивающая работа, содержащаяся в адаптированной образовательной программе.
Пути обозначены. Двигаемся дальше!
Несомненно, педагоги, работающие с детьми-инофонами, тесно сотрудничают с семьями воспитанников. Спланированы различные формы взаимодействия с родителями. На первом, информационном этапе специалисты и воспитатели детского сада знакомятся с семьей ребенка через анкетирование, опросники, беседы с родителями.
Основной этап предполагает профилактическую деятельность по повышению психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания ребенка. Практикуются такие формы работы с родителями, как тематические беседы, конференции, консультации, круглые столы, родительские собрания, совместные праздники. В приемных групп оформлены «Уголки для родителей», где размещена информация об основных методах и приемах развития воспитанников, а также рекомендации по речевому развитию детей-инофонов.
На заключительном этапе мы проанализируем проделанную работу, оценим ее эффективность, при необходимости будут внесены корректировки и определена будущая деятельность.
Мы уверены, что грамотно спланированная и систематически отлаженная работа всего педагогического коллектива способствует успешной социализации и адаптации детей к особенностям педагогического процесса, усиливает коррекционно-педагогическое воздействие. А еще мы твердо верим в то, что наш ребенок-инофон будет полностью готов к обучению в русскоговорящей школе и у него в дальнейшем будет наблюдаться положительная социализация.
ПОДЕЛИТЬСЯ: