Социокультурная адаптация и интеграция детей мигрантов (инофонов)
В последние десятилетия Россия стала одной из стран, принимающих значительное количество мигрантов. Процесс миграции, как правило, сопровождается множеством сложностей, среди которых особое место занимают социокультурная адаптация и интеграция детей мигрантов в новое образовательное пространство.
Ребята, прибывающие из других стран, часто сталкиваются с языковыми барьерами, культурными различиями и отсутствием поддержки со стороны местного населения, что может привести к их изоляции и низким образовательным результатам. В связи с этим социокультурная адаптация и интеграция детей мигрантов (инофонов) становятся особенно значимыми.
Возникает необходимость разработки эффективных методов и программ, способствующих успешной интеграции учащихся в образовательные учреждения, начиная с начальной школы и даже детского сада. Ведь невозможность адаптироваться к новым условиям может привести к негативным последствиям как для самих детей, так и для общества в целом, включая рост социальной напряженности и ухудшение качества образования, отмечает Алена ЖЕЛЕЗНОВА, учитель начальных классов школы № 34 Дзержинска.
Сопровождая, помогать
Наша школа занимает второе место в городе по числу детей мигрантов, их 26 человек (среди обучающихся — таджики, узбеки, киргизы, азербайджанцы, армяне). Основная цель педагогов в работе с этими ребятами заключается в психологической поддержке, адаптации, социализации в новых условиях проживания. Школа ставит такие задачи, как: проведение первичного анализа психолого-педагогической поддержки детей мигрантов; выявление уровня подготовки обучающихся и их родителей к обучению и воспитанию в российской школе.
Отсутствие языковой подготовки может привести к изоляции, снижению учебной успешности и негативному эмоциональному фону. Культурные особенности родителей и их привычки также воздействуют на интеграцию их детей. Комплексные программы поддержки, как на уровне школы, так и в более широком социальном контексте, могут помочь преодолеть эти препятствия.
Значимую роль играют педагоги, которые не только передают знания, но и становятся важными посредниками между культурами. Соответствующее обучение учителей, работающих с учащимися разных культур, важно для создания инклюзивной образовательной среды.
Основным направлениями деятельности в школе при работе с детьми мигрантов мы считаем обследование физического и психологического состояния здоровья, изучение трудностей в общении, знания русского языка, выявление степени вовлечения в воспитательное пространство школы. Не менее важной является профилактика правонарушений. Основным методом работы в данном направлении выступает реализация проектов «Я живу в России», «Мои права и обязанности», «Будь гражданином», системы тренингов «Познай свое “я”».
Семьи мигрантов также нуждаются в поддержке, чтобы они могли помочь своим детям адаптироваться. Участие родителей в образовательном процессе, их вовлеченность в школьную жизнь ребенка могут значительно повысить уровень его адаптации.
Социализация без трудностей
Особый акцент делается нами на психологической поддержке. Психологическая служба должна быть вовлечена в процесс адаптации, так как многие дети сталкиваются с личными травмами, вызванными миграцией, конфликтами и другими стрессами. Индивидуальный подход к каждому ребенку, программы развития навыков эмоционального интеллекта помогут ребятам научиться справляться с трудностями. Наиболее уязвимыми оказываются группы учащихся, которые обладают ограниченными ресурсами для адаптации: дети из неблагополучных семей, а также именно те, кто приехал в условиях трудовой миграции.
Психологическая служба школы регулярно проводит тренинги «Я справлюсь», нацеленные на социальную адаптацию учеников, налаживание прямых контактов с родителями и вовлечение их в образовательную деятельность школы. Отметим, что участие родителей-мигрантов в психологической гостиной «Моя семья» положительно влияет на образовательный процесс.
Интеграции в систему ценностей российского общества несовершеннолетних иностранных граждан способствуют реализация программ внеурочной деятельности, таких как программа экологического воспитания «Лесовичок», функционирование первичного отделения Движения Первых, школьного театра «Зазеркалье».
В результате наблюдений мы отметили, что именно занятия в театре благотворно сказались на развитии толерантности обучающихся, их стремлении к творческому самовыражению через ситуацию успеха. Участие в мини-спектаклях, посвященных Декаде пожилых людей, Дню матери, и многих других помогло развитию коммуникативных навыков и социализации детей мигрантов.
Объединение разных культур
Ежегодно в школе проводятся мероприятия, направленные на формирование и повышение мотивации школьников к изучению русского языка как государственного языка межнационального общения, что, безусловно, способствует адаптации и интеграции детей мигрантов, обучающихся в школе, в образовательный процесс: дискуссионная площадка «Развитие письменной речевой деятельности мигрантов в школе», семинар-практикум «Научно-методическое сопровождение языковой и социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде» в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры, фестиваль национальных культур.
Организация мероприятий по обмену культурным опытом является еще одним важным шагом на пути к нашей цели. В школе проходят дни культуры, выставки, мастер-классы или тематические уроки, на которых дети мигрантов могут представить свои традиции, кухню, танцы и музыку. Такие мероприятия способствуют укреплению связей между учащимися, формируя мультикультурное пространство.
Таким образом, проводимая нами работа по социокультурной адаптации и интеграции детей мигрантов (инофонов) привела к положительным результатам, таким как: социализация этих учащихся, их гражданское воспитание, укрепление воспитательного потенциала семьи, формирование социальной ответственности.
ПОДЕЛИТЬСЯ: