Горизонтальное наставничество как ретроинновация
О наставничестве в педагогических коллективах написано много, особенно о помощи педагогов-стажистов молодым учителям. А если попробовать использовать инструменты наставничества при оказании помощи детям-инофонам? Возможно ли это? Именно о внедрении горизонтального наставничества рассказывает Марина КОЗЛОВА, учитель русского языка и литературы школы № 185 Ленинского района Нижнего Новгорода.
В нашей школе, как и во многих других школах города и области, обучаются дети-билингвы, для которых русский язык не является родным. Конечно, эти ученики отличаются друг от друга. Есть среди них прекрасно говорящие и пишущие на русском языке, впитавшие нашу культуру и традиции, получающие высокие баллы на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Но есть и такие, для кого уроки русского языка все так же трудны, несмотря на длительное пребывание на территории России.
Чтобы помочь детям, испытывающим трудности в изучении русского языка, я обратилась к специальной литературе, посвященной наставничеству. Меня привлекло так называемое горизонтальное наставничество, при котором наставник и обучаемый учатся друг у друга, я использовала известную всем модель «ученик — ученик».
В каждом классе, где я преподаю, есть ребята-инофоны. Некоторые из них неплохо усваивают особенности русской орфографии, пунктуации и т. д. Но кое-кому требуется помощь. Вот я и прикрепила к каждому инофону товарища, обладающего хорошими знаниями по предмету. У меня получились пары: Мадина — Женя; Даниль — Ксения; Настя — Диана; Нари — Аня; Боря — Соня (первые в паре — инофоны). Объяснила каждому его задачи, у кого какие обязанности. Второго участника пары, «учителя, консультанта», я подбирала, исходя из симпатий детей, а также по принципу их рассадки в классе. Первые три пары и ранее помогали друг другу, мне лишь пришлось сориентировать ребят на отдельную помощь по моему предмету, попросить помогать педагогу в тех случаях, когда товарищ испытывает затруднения. Моя просьба была понятна и необременительна. Консультанты искренне желали помочь своим подопечным: объясняли им правила правописания и пунктуации, напоминали, как выполнять разные виды разборов.
Некоторое время спустя я отметила, что речь моих консультантов стала правильнее, доступнее, они реже использовали слова-паразиты: «типа», «ну», оборот «то, что». «Ларчик просто открывался» — консультанты объясняли материал не один раз, а несколько. Инофонам было сложнее, процесс улучшения шел медленно, неровно, что-то получалось быстро, а что-то приходилось корректировать и мне самой. Но мы не отступали и после диктантов или иных проверочных работ разбирали ошибки, придумывали, как облегчить процесс запоминания трудных слов, для чего иногда сочиняли смешные предложения, например, такие: «Костя носит костюм, а Жанна — жакет»; «Кот, который сидел в котле, съел котлету».
Я стремилась закрепить даже небольшие успехи учеников. Иногда нарушала правила оценивания диктантов в пользу инофона, если видела сокращение количества ошибок в работах детей. Ставила «пятерки» консультантам за хорошее выполнение их учительских обязанностей.
Общие усилия участников образовательного процесса не прошли даром. Мадина и Евгения успешно окончили школу, стали студентками. Даниль и Ксения перешли в 10-й класс, получив высокие баллы на ОГЭ по русскому языку. Насте и Диане только еще предстоит сдача устного собеседования и ОГЭ, а Нари, Аня, Боря и Соня — мои пятиклассники, с которыми мы начинаем постигать законы русского языка.
Вы спросите: а чему научили инофоны своих учителей? Я отвечу: они постепенно знакомили друзей с культурными традициями своего народа, приглашая в гости и угощая национальными блюдами, рассказывали о посещении исторической родины, об ее достопримечательностях. Конечно, не всё у нас получается так, как хотелось бы, бывают трудности и даже ссоры между детьми. Но я думаю, что это нормально, неудачи закаляют нас, делают более сдержанными и внимательными друг к другу.
При правильно организованном наставничестве отмечается улучшение образовательных результатов учащихся, причем такое улучшение наблюдается не только у наставляемого, но и у самого наставника. И это понятно: мы все лучше усваиваем трудный материал, если сами выступаем в роли учителя, объясняя один и тот же материал несколько раз. Замечу, что в советской школе институт горизонтального наставничества внедрялся повсеместно и охватывал модели «учитель — учитель» и «ученик — ученик». Так что я не «открыла Америку», а просто воспользовалась наработками прошлых лет, или, как говорят сейчас, использовала ретроинновации.
ПОДЕЛИТЬСЯ: