«Язык — путь цивилизации и культуры»
Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых сложных в мире. Склонения, падежи, пунктуация и множество правил правописания... «Я люблю русский язык. Люблю его преподавать, рассказывать детям о происхождении слов, расширять их словарный запас. Мне казалось, что это легко и просто, пока у меня не появился новый ученик», — вспоминает Наталья КОЛЕСНИКОВА, учитель начальных классов школы ¹ 35 Нижегородского района Нижнего Новгорода.
Обучение с «нуля»
Шахзод пришел во 2-й класс в начале второй четверти. По национальности он — узбек, родился в Таджикистане, в Россию приехал месяц назад. Этот милый, приятный, вежливый мальчик сразу расположил к себе ребят в классе. Проблема была только одна — Шахзод совершенно не говорил по-русски. Его запас русских слов ограничивался двумя: «да» и «нет». Мало того, он совершенно не понимал русский язык.
Самым правильным, на мой взгляд, было начать обучение мальчика в 1-м классе. Пусть и повторно, но обучать с «нуля». Его родители были категорически против, и наша с ним «учеба» началась. Первые дни мы присматривались друг к другу. Я, пытаясь осмыслить проблему, Шахзод, улыбаясь и иногда засыпая на уроках, под мерное звучание чуждой ему речи.
Это было начало 2021/22 учебного года. Согласно письму Министерства просвещения Российской Федерации от 16.08.2021 № НН-202/07 «О направлении методических рекомендаций» органы исполнительной власти и образовательная организация обязаны создать условия для успешной языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан. Но в то время теория была, а практики еще не было. Обдумав ситуацию и изучив методическую литературу, я составила для себя план действий.
Есть ли у вас план?
Во-первых, я решила привлечь к выполнению своего плана семью Шахзода. Рекомендовала разговаривать по-русски при Шахзоде как можно больше и, по возможности, привлечь к обучению русскому языку репетиторов, говорящих на узбекском.
Во-вторых, нужно было понять, что он умеет и знает. Для взаимопонимания пришлось использовать невербальную технику общения и карточки. Входная диагностика показала, что Шахзод русские буквы знает частично, навыков чтения на русском языке не имеет, с цифрами знаком, владеет простейшими вычислительными навыками.
Во-третьих, я решила привлечь себе в помощь учеников, ровесников Шахзода. В их задачу входило познакомить его со школой — показать актовый и спортивный залы, библиотеку, столовую. Привлекать его ко всем их играм. Разговаривать с ним только по-русски, уточняя то, что он пока не понимает. Другими словами, обеспечить ему интенсивную языковую практику в неформальных условиях.
В-четвертых, я подумала, что технология наставничества может дать определенный эффект. Роль наставника взял на себя одноклассник Шахзода — мальчик любознательный и дотошный. Сидя с Шахзодом за одной партой, наставник имел возможность контролировать выполнение классных работ, а домашние задания они либо выполняли вместе, либо разбирали накануне уроков.
В-пятых, еще одним пунктом моего плана была организация индивидуальных занятий по обучению русскому языку. Расскажу об этом подробнее.
«Помогая другим, ты совершенствуешься сам»
Основываясь на имеющихся знаниях Шахзода и заручившись поддержкой семьи и классного коллектива, мы приступили к обучению грамоте. Общий язык нам еще предстояло найти, а пока я решила использовать невербальные средства общения: жесты и картинки. При этом всё, что я делала, я проговаривала. Сложность была и в том, что нужно было не просто научить, а научить быстро, ведь, напоминаю, это был уже 2-й класс. Поэтому мы учили буквы сразу со словами. Изучение каждой буквы построено в виде блока. На всех этапах работы применяются предметные и сюжетные карточки.
Ассоциативный ряд слов
Основываясь на методе ассоциативного мышления, изучая букву, мы изучаем слова, в которых эта буква встречается. Работа ведется как письменно, так и устно. Сначала берем слова, где изучаемая буква стоит в начале, а с расширением словарного запаса вводим слова, в которых изучаемая буква стоит в середине или в конце. Объем запоминаемых слов — 5—7.
Слоговое чтение, элемент скорочтения. «Начитка»
Задача этого этапа — «начитать» как можно больше слогов с изучаемой буквой. Здесь нам на помощь приходят слоговые таблицы. Выполняем несколько раз и возвращаемся к словам. Подбираем и учим слова, которые начинаются на определенный слог. На этом этапе можно добавить к словарному запасу еще 3—4 слова.
Работа с сюжетными картинками. «Вопросник»
Задача данного этапа — оценить понимание русского текста учеником-мигрантом. Поэтому этап содержит много вопросов. К сюжетной картинке дан текст: «Миша и Митя нашли под кустом ежа. Добрые ребята решили его накормить. Митя взял ежа на руки. Дети пошли домой. Дома Миша налил ежу молоко в маленькое блюдечко». Вопросы строятся по возрастающей, от самых элементарных, призванных показать предмет на картинке, до более сложных, предполагающих устный ответ ученика. Например: «Покажи куст»; «Что мальчики налили в блюдце?»
Закрепление и проверка знаний
В конце каждого занятия я записывала изученные слова, которые Шахзод должен был закрепить к следующему занятию. Аналогичные списки слов получали родители и ученик-наставник. Каждое новое занятие начиналось с проверки этих слов.
В конце хочу сказать огромное спасибо Шахзоду за то, что он не капризничал, не отвлекался, не бросал работу даже тогда, когда совсем ничего не понимал. Спасибо детям, которые по несколько раз повторяли ему одно и то же. Спасибо мальчишке-наставнику, который помогал Шахзоду. В итоге, когда Шахзод начал довольно сносно читать (писал он пока еще с огромным количеством ошибок), мы немного расслабились. А потом наступили летние каникулы, после которых... все пришлось начинать заново. Но это уже совсем другая история.
ПОДЕЛИТЬСЯ: