Дистанционная декада по русскому языку и литературе
Альбина НЕМОВА, кандидат педагогических наук, доцент, учитель русского языка и литературы Ресурсного центра обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей, представляет опыт организации и проведения декад по русскому языку и литературе в центре.
Удаленно — не значит отдельно
Декады по предметам важны для личностного развития «особенных» обучающихся. Декаду по русскому языку и литературе в Нижегородском ресурсном центре обучения детей-инвалидов (РЦОд) с использованием дистанционных образовательных технологий мы считаем ключевым общешкольным делом: она является стержнем воспитательной и методической работы. Декада разрабатывается объединением учителей гуманитарного направления («веткой» педагогов-словесников); в ней участвует большая часть наших учеников.
Дистанционный характер декад (включающих в себя олимпиады, тесты, конкурсы, проекты и т. д.) заключается в удаленности участников и организаторов друг от друга. Такая декада с научно обоснованной и деятельностной структурой заданий дает любому ребенку, в каком бы городе, поселке, селе Нижегородской области он ни находился, возможность раскрывать свои творческие способности, отслеживать развитие приобретаемых умений относительно самого себя и собственных достижений.
ИКТ для гуманитарного образования
В процессе проектной и исследовательской деятельности школьников мы формируем у них умения самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Использование современных информационно-коммуникационных технологий при проведении внеклассных мероприятий по предметам усиливает их образовательный эффект, дает возможность общаться и соревноваться с ровесниками, способствует развитию коммуникативной культуры, а также предметных компетентностей. Выбор проектной работы зависит от возраста учащихся, присущих ему характерных стремлений, интересов, предпочтений, от уровня развития ребенка.
Новизна педагогического опыта заключается в системном подходе к отбору проблемно-тематического контента декады (например: «Мистика в произведениях русской классической и современной литературы», «Музыка в произведениях русской классической и современной литературы», «Романтика приключений в литературе, музыке и кино», «Рождество в мировой художественной культуре»).
Ожидаемый результат — развитие личности школьников в гуманитарной области общего образования через познание мира, других людей, самопознание; самостоятельности в приобретении знаний; научного мировоззрения; потребности в рефлексии.
В поисках приключений
В качестве примера приведу разработку учителями-словесниками проблемно-тематического направления «Романтика приключений в литературе, музыке и кино». Обоснования выбора данного направления таковы:
— динамично развивающийся сюжет как основа приключенческого произведения;
— актуальность ситуаций;
— накал эмоций: читатель остро переживает события, описанные в произведении, при чтении ощущает себя действующим лицом или же сострадает герою;
— мотивы тайны, похищения, преследования, путешествия, всегда присутствующие в приключенческом произведении;
— большой воспитательный потенциал произведения: его герои часто служат примером мужества, честности, справедливости, нравственной высоты, и это всегда привлекает детей.
Учителя-словесники выбирают книгу из предложенного списка, ориентированного на классы, с целью создать тест и определить направления проектной деятельности.
Развивая личность
При подготовке и проведении декады мы опираемся на следующие принципы:
— доступности и посильности: постановка перед учащимися исследовательских задач, соответствующих их возрастным особенностям;
— открытости: возможность включения в исследовательскую деятельность всех заинтересованных субъектов;
— сотрудничества: совместный поиск и передача практических навыков, определяющие общение между учителем-руководителем и учеником-исследователем.
Взаимодействие возникает не только между учителем и учениками, но и внутри группы школьников, работающей над проектом. Распределение обязанностей в ней, умение выслушивать, обсуждать, находить пути реализации предложенных идей, привлекать помощников для решения конкретных задач способствуют развитию коммуникативных навыков и умения сотрудничать;
— добровольности: построение «мотивационного пространства», создающего интерес к работе у каждого ученика;
— личной значимости: изучение руководителем круга интересов обучающихся и помощь в поиске и выборе направления проектной деятельности.
Подведение итогов декады позволяет отследить личностные результаты детей (важно то, что они реализуют себя, ощущают значимость своего труда). Мнения учителей и учащихся представлены в форумах проектов по конкретным предметам. Наполняемость этой рубрики суждениями педагогов важна в плане личностного роста воспитанников и создания для них ситуации успеха.
ПОДЕЛИТЬСЯ: