Наставничество обучающихся в творческом объединении
За каждым успешным человеком стоят наставники. Наставничество в современном динамичном мире — это эффективный инструмент личностного развития, расширения возможностей, формирования новых навыков и компетенций, утверждает Елена ВЛАСОВА, педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования Первомайска.
Дети учат детей
Воспитанники моих творческих объединений активно участвуют в практике наставничества с 2020 года: старшие или более опытные ребята становятся наставниками других детей, проявивших заинтересованность в творческом направлении. Роль наставников важна: развиваясь сами в той или иной сфере деятельности, например, в декоративно-прикладном, изобразительном искусстве, дизайне, наставники, активно участвуя в конкурсах, выставках, передают свой опыт и знания наставляемым товарищам. Таким образом, реализуется форма работы «ученик — ученик», «наставник — наставляемый», то есть дети учат детей.
Наставничество среди обучающихся объединения «Мастерская детского костюма “Надежда”» — это добровольный вид деятельности социально активных детей, объединенных не только передачей опыта от «старшего» к «младшему», но и умением сопереживать и понимать.
Если говорить об обучающихся в треке наставничества «дети учат детей» как о лидерах, то сначала стоит понять, какие требования по отношению к ним выдвигаются в нашем объединении.
Существует кредо для ребят-наставников: активно участвовать самому в жизни детского творческого коллектива, вовлекать товарищей в общественно полезную деятельность, быть готовым решать творческие и образовательные задачи, поставленные педагогом, центром, показывать положительный пример в обучении и коллективной работе.
Проследим с позиции практики механизм реализации формы наставничества «ученик — ученик».
2020/21 учебный год
Выставка-инсталляция «Живая старина»: «Горница народных оберегов кукол»
В декабре 2020 года обучающимися творческого объединения «Надежда», входящими в группу целевой модели наставничества (форма «ученик — ученик»), была организована выставка-инсталляция (тандем «наставник — наставляемые») с целью раскрытия потенциала личности ребят, а также привлечения их внимания к истории родной земли, ее традициям, обычаям, обрядам.
Композиция выставки подразумевала участие обучающихся в реконструкции «Посиделки»: надев народные костюмы и «примерив на себя» один день из жизни позапрошлого века, дети с большим интересом сыграли каждый свою роль, демонстрируя изделия старины. Антураж композиции задали старинные атрибуты и элементы одежды, которые удалось подобрать для выставки (кузовки из лыка, веретёна, прялка, табурет, половики, разноцветные платки, шали, пояски).
Мастер-класс «Прическа как модный арт-объект в ансамбле костюма»
1 апреля 2021 года в рамках проекта наставничества у ребят была встреча с интересным человеком, мастером парикмахерского искусства Полиной Бородиной.
Цели мастер-класса — взаимное сотрудничество, передача опыта, раскрытие творческих способностей обучающихся, проявление фантазии и креативного мышления, направленных на выполнение причесок, учитывая современные тенденции индустрии моды. В ходе мероприятия обучающиеся познакомились с последовательностью выполнения отдельных элементов причесок, равновесием, пропорциями ее создания, рассмотрели наиболее популярные стрижки.
Работа с детьми была организована попарно, чтобы у каждого была возможность выполнить тренировочные упражнения, приемы создания отдельных элементов прически. Итогом мастер-класса стали новые образы, которые обучающиеся создали сами, стараясь соблюдать правила композиции прически, под чутким руководством мастера. Финальной точкой мероприятия явились индивидуальная и общая фотосессии.
2022/23 учебный год
Коллективный проект выставки «Галантерея ручных украшений — “вечерняя философия”»
Актуальность данного проекта в рамках целевой модели наставничества заключается во взаимосвязи детей разных возрастных групп, где старшие и опытные ребята способны оказать комплексную поддержку на пути раскрытия творческого потенциала наставляемых, возможностей их саморазвития через коллективную творческую деятельность, проектирование выставки. Обучающимися была проведена большая исследовательская работа.
Идея выставки — организация выставочного пространства в виде галантереи, которое показало бы молодому поколению актуальность украшений ручной работы, их индивидуальность, уникальность и неповторимость. В ходе реализации проекта воспитанники познакомились с различными направлениями организации выставки. Увлекательными ступенями коллективной работы стали занятия по рисованию эскизов идеи, подбору необходимых материалов, изготовлению украшений и атрибутов для композиции выставки.
2023/24 учебный год
«Новогодний дизайн»
Краткосрочная программа проекта «Новогодний дизайн» была реализована в декабре 2023 года — январе 2024-го; форма реализации: «ученик — ученик». Творческий процесс: совместные упражнения, мастер-классы, исследования по данной теме в сотворчестве наставника (Карины Кульковой) и наставляемого (Ирины Власовой) — сплотил детей еще больше, каждый пополнил свои знания и умения, усовершенствовал навыки коммуникации.
Ирина: Композиция «Набор новогодних украшений “Домотканка”» готова! Результат моей работы перед вами. Моя идея воплощена в гармонии и красоте набора в новогоднем стиле, как память о наших предках и новый творческий дизайн-проект!
2024/25 учебный год
«Графический дизайн»
В этом году мы взяли курс на реализацию проекта «Графический дизайн»; срок реализации: март 2024 года — январь 2025-го. Программа проекта подразумевает создание графических составляющих дизайна — паттерна, логотипа, визитки.
В треке наставничества «дети учат детей» происходит передача опыта от наставника к наставляемым, присутствует тандем пользы и увлекательности творчества. Командная работа дарит воспитанникам яркие, эмоции, ведь всем известно, что любая информация лучше всего воспринимается в новой форме. Мастер-классы, выставки, встречи с интересными людьми, акции, посещение музеев становятся идеальной почвой для саморазвития, особенно если эти мероприятия организованы детьми для детей с целью поделиться опытом, умениями и навыками.
ПОДЕЛИТЬСЯ: